Интеллектуально-креативные ресурсы организации

Очевидно, что под воздействием тех или иных причин человек направляет свою творческую деятельность в экономическое русло.

В рамках организаций данные процессы проходят институционализацию, обретают те или иные направления и, в конечном итоге, служат для достижения стратегических и тактических целей компании.

Значительный вклад в исследование оценки интеллектуально-креативных ресурсов внес профессор Н.А. Горелов.

Рассмотрим его методику более подробно.

Будем считать, что творческая энергия изначально присуща каждому человеку. Творческая энергия человека является основным источником преобразования внешнего мира – как духовного, так и материального. И основным импульсом для проявления энергии подобного типа являются потребности человека. Важно отметить, что это не только материальные, но и духовные потребности.

В самом процессе созидательной деятельности человек преобразует собственную творческую энергию в другие виды энергии, в конечном счете, достигая положения, отличного от начального. Однако, зачастую творческой энергии отдельно взятого субъекта не хватает для достижения необходимого результата. И тогда происходит процесс аккумулирования творческой энергии многих субъектов социально-экономической деятельности. Это может иметь разные проявления.

Самый простой из них – удовлетворение материальных потребностей через покупку товаров и услуг. В них уже заключена определенная отдача от созидательной деятельности других субъектов трудовой деятельности, т.е. удовлетворение потребности происходит за счет использования творческой энергии других людей.

Товары и услуги, через которые происходит удовлетворение потребностей, являются объектами рыночных отношений. Тем самым, при потреблении новых продуктов креативной энергии людей происходит расширение зоны использования творческой энергии людей.

Еще одним примером подобного расширения могут служить программные продукты с открытым кодом. Это бесплатные программы, код создания которых доступен любому пользователю. Каждый человек, обладающий определенными знаниями, может проанализировать структуру программы, внести свои изменения и предложения по ее совершенствованию. Тем самым, происходит обмен результатами использования творческой энергией разных людей.

Тем самым, в основе любой деятельности человека лежит стремление удовлетворить свои материальные и духовные потребности путем выделения собственной творческой энергии и аккумулировании энергии окружающих его людей. Однако, для экономики главным является практическое воплощение в экономических продуктах интеллектуальных способностей каждого работника. Это выражается в конкретных инновационных изменениях, необходимых для удовлетворения общественных потребностей.

Поэтому требуется выявить грань между интеллектом (неотчуждаемой собственностью) и практическими созидательными действиями – творческой энергией личности (отчуждаемой собственностью), которая, в конечном итоге, и воплощается в экономических или социальных объектах – продуктах человеческого труда.

На основании вышеизложенного рассмотрим вопрос о грани, которая разделяет понятия «интеллект» и «созидательная деятельность» человека («творческая энергия»).

Интеллект (ум) – это мыслительная (внутренняя) деятельность мозга, аккумулирующая и перерабатывающая внешнюю информацию, принимаемую от самых различных источников во время образовательных и других квалификационных процессов.

Все накопленные в результате этого знания, навыки, опыт являются интеллектуальным капиталом, или интеллектуальным потенциалом творческих возможностей человека, который по аналогии с понятиями традиционной экономики можно соотнести с основным капиталом.

Интересно
Созидательная деятельность, активность – это внешнее проявление интеллектуальных способностей (интеллекта) во время практического использования интеллектуального капитала человека с целью изменения (улучшения, преобразования и т.п.) экономических или социальных объектов, на которые данная энергия направлена.

Нельзя отрицать тот факт, что основные экономические ресурсы фирмы или предприятия, которые, как известно, объединяют в себе капитал, материалы, технологию, информацию и человеческие ресурсы, являются базовыми для компаний.

Однако на высокотехнологичных предприятиях сегодня происходит все большее смещение акцента и «весового» значения не просто в сторону человеческих, а именно интеллектуально-креативных ресурсов организации, от которых зависит практическая реализация всех задач экономической деятельности предприятия, а рыночный успех фирмы определяют «талант и время» ее работников.

Только использование креативной (созидательной) составляющей данного вида ресурсов способно обеспечивать достижение экономических целей организации.

Таким образом, от уровня и степени развитости интеллектуально-креативных ресурсов, используемых организацией, зависят экономические показатели использования всех остальных видов ресурсов. Поэтому важно знать механизмы формирования и управления не только интеллектуальными, но и креативными ресурсами.

Далеко не всегда наличие в компании людей с высоким уровнем «формального» интеллекта будет гарантировать ей рыночный успех

Необходим поиск областей и способов применения знаний, имеющихся в распоряжении компании. Тем самым, более точно будет говорить об интеллектуально-креативном потенциале (ИКП) организации, т.е. о способности накапливать и использовать существующие алгоритмы знаний и действий, а также создавать и применять новые с целью достижения рыночных целей.

Существуют различные аспекты рассмотрения потенциала организации как в отечественной, так и в зарубежных школах.

Многие ученые делают акцент в рассмотрении интеллектуального потенциала на разные его проекции, соответственно, по-разному определяя его составляющие:

  • стоимостная проекция – интеллектуальный потенциал как основа определения стоимости компании;
  • стратегическая проекция – анализ как основы стратегического потенциала и планирования деятельности компании;
  • экономическая проекция – рассмотрение потенциала как совокупности человеческого капитала, интеллектуальной собственности, информационных ресурсов, организационного и клиентского капитала и т.п.;
  • проекция человеческих ресурсов – представление интеллектуального потенциала как состоящего из творческого потенциала его работников и их профессионально-квалификационного потенциала;
  • инновационная проекция – определение ИКП как способности организации к генерированию инноваций. К составным частям ИКП в таком случае относят объем накопленных знаний, интеллектуальный уровень сотрудников и опыт инновационной деятельности;
  • социально-культурная проекция – акцент на смысловую составляющую и динамику интеллектуального потенциала организации и ее сотрудников.

Помимо ИКП, достаточно часто для характеристики возможностей организации употребляется понятие креативного или творческого потенциала. Под ним понимается способности компании к разработке, принятию и реализации креативных управленческих решений, способствующих достижению поставленных компанией целей и формирования уникальных конкурентных преимуществ на базе использования собственных и привлеченных ресурсов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)