Показатели и методы расчета эффективности предприятия

С учетом роли интеллектуально-креативных ресурсов предприятия перед компанией стоит вопрос о необходимости их развития. Для этого, в свою очередь, необходимо представлять текущее состояние данного типа ресурсов, то есть располагать и проводить его комплексную оценку.

Основной целью проведения подобных мероприятий мы будем считать оптимизацию процессов управления персоналом и развития человеческих ресурсов в рамках предприятия.

Конечным результатом этих мероприятий должно стать улучшение экономических показателей предприятия, зависящих от работы различных подразделений.

Говоря о показателях, мы будем оценивать как эффект, т.е. непосредственную разницу между результатами экономической деятельности и затратами на ее осуществление, так и эффективность (относительный показатель, показывающий соотношение затрат и результатов деятельности).

Коротко перечислим основные цели и задачи проведения подобной оценки:

  1. Разработка и/или корректировка программ профессионального обучения персонала.
  2. Составление «карты развития» человеческих ресурсов в рамках подразделений предприятия.
  3. Предоставление рекомендаций работникам подразделений для собственного развития.
  4. Возможность применения оценки как способа аттестации сотрудников.
  5. Корректировка штата предприятия (отсев неквалифицированных сотрудников, решения о вводе в штат дополнительных должностей или изменении структуры отделов).
  6. Решения о продвижении сотрудников в рамках подразделений.
  7. Способ замещения вакантных должностей.

Подобная оценка должна носить комплексный характер и охватывать три элемента системы наукоемкого предприятия – знания сотрудников, их креативность и инновационные результаты их работы.

Стоит отметить, что данная методика в общем виде может быть перенесена на все сферы деятельности предприятия, с заменой некоторых параметров в каждом блоке.

Помимо результатов деятельности, которые имеют первостепенное значение, на регулярной основе должны оцениваться параметры интеллектуально-креативного потенциала работников предприятия.

Данная схема укладывается в принятую нами триаду ценностей наукоемкой экономики: знания – креативность – инновации. В рамках предлагаемого комплекса оценки показатели группы «знания» дают характеристику потенциалу работников; показатели группы «креативность» позволяют оценить перспективы реализации данного потенциала; наконец, группа «инновации» дает представление о конкретных результатах деятельности.

Кроме того, можно выделить три уровня оценки: на уровне работника, на уровне подразделения и на уровне предприятия в целом.

Уровень работника предполагает оценку со стороны показателей деятельности каждого отдельного человека; уровень подразделения позволяет провести сравнительный анализ работы отделов компании. Наконец, оценка деятельности предприятия в целом дает представление о состоянии интеллектуально-креативных ресурсов компании и определяет направления дальнейшего их развития.

Схематически комплекс оценки можно изобразить следующим образом (рис. 4.1):

Показатели и методы расчета эффективности предприятия

Первая категория оценки – «Знания».

Этот элемент системы оценки наиболее развит на предприятиях и относительно легко позволяет получить объективные результаты оценки, прежде всего на уровне работников.

Задачами данной группы мероприятий является:

  1. Оценка текущего уровня знаний сотрудников подразделений.
  2. Выбор направления развития знаний и компетенций сотрудников.
  3. Составление программы по развитию знаний.

Вторая категория оценки – «креативность».

На уровне работника с помощью этой совокупности показателей оценивается способность конкретного сотрудника к созданию новых идей, знаний и решений.

В качестве инструментов оценки можно использовать обширный набор психологических тестов по определению уровня креативности (тесты интеллекта, тесты творческих способностей, ассоциативного мышления, тесты на IQ и EQ, тест склонности к инновациям) и определению профиля креативного мышления (опросник MBTI, тест профиля креативного мышления). В данной группе показателей достаточно сложно выделить количественные способы измерения.

В результате проведения оценки создаются описания уровня креативности для работников, формируются рекомендации по улучшению этого уровня

Третья группа показателей, по критерию «инновации», является на наш взгляд ключевой.

Знания и креативность обладают ценностью только в том случае, когда они приносят компании измеримый результат. Инновации мы будем рассматривать как итог интеллектуально-креативной деятельности предприятия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)