Инструменты TQM
Эффективной методология TQM будет лишь при условии, что организация способна в массовых количествах производить продукцию требуемого качества с минимальной вариабельностью ее характеристик относительно требуемых значений.
В процессе эволюции управления качеством мировым сообществом выработано много методов и инструментов, позволяющих в различных условиях добиваться успешной реализации по- ставленных целей.
Важнейшими из них являются методы статистического управления процессами (СУП), благодаря которым все ключевые процессы управления качеством продукции могут находиться в стабильном (статистически управляемом) состоянии.
Как отмечено в гл. 2, начало статистическим методам в обеспечении качества положил в 1924 г. У. Шухарт разработкой своих контрольных карт, а в последующие годы появились методы, позволяющие с заданной степенью точности и достоверности оценивать состояние продукции, процессов, других объектов управления качеством; анализировать вариации и снижать их число до приемлемого уровня.
Первоначально в процессах управления качеством использовались простые (по определению Э. Деминга) статистические методы для описания функционирования процессов или их улучшения, известные как семь “простых инструментов контроля качества”. К ним относятся:
- контрольные карты;
- гистограммы;
- диаграмма Парето;
- контрольные листки;
- причинно-следственная диаграмма Исикавы;
- диаграммы рассеяния;
- временные ряды.
Эти инструменты позволили проводить измерения и анализ вариаций и сокращать вариации и обусловленные ими дефекты до приемлемого уровня. Они выдержали испытание временем благодаря своей простоте в использовании и доступности как для инженера, так и для квалифицированного рабочего.
И в настоящее время эти методы составляют основу менеджмента качества, и ими должен владеть каждый, кто работает в этой сфере.
Общая схема применения “простых инструментов контроля качества” включает следующие действия:
- оценку отклонений параметров продукции от нормативных значений;
- выбор факторов, определяющих решение;
- определение факторов, послуживших причиной проблемы качества;
- оценку важнейших факторов;
- внесение изменений в производственный процесс с целью совершенствования операций;
- подтверждение правильности принятых решений.
Ниже приводится краткая характеристика “простых инструментов контроля качества”.
Контрольная карта представляет собой график, характеризующий изменение измеряемой величины во времени.
На контрольную карту нанесены средняя линия процесса, а по обе стороны от нее — линии верхнего и нижнего контрольного предела, вычисленные статистически. С помощью карты контролируются колебания между пределами контроля.
Считается, что процесс вышел из-под контроля, если одна или более точек вышли за линии верхнего или нижнего контрольного предела. Существует много разновидностей контрольных карт, использующих как количественные, так и альтернативные данные. Примером карты по альтернативным данным может служить карта, на которую наносится число дефектов, обнаруженных в разных партиях.
Все контрольные карты нацелены на отделение внутренней случайной вариабельности процесса, связанной с общими при- чинами, от вариабельности, связанной с конкретными (специальными) причинами, с целью предупреждения непредвиденных отклонений.
Поскольку стоимость изготовления годного и бракованного изделия одинакова, затраты на применение контрольных карт многократно окупаются вследствие повышения качества готовой продукции.
Гистограмма — это столбиковая диаграмма, применяемая для графического представления распределения количественных данных, полученных в результате измерений за определенный период времени (неделю, месяц и т. д.).
Число наблюдений, попавших в каждый из интервалов (частота), выражается вы- сотой столбика. Гистограмма — основной инструмент статистического управления процессом, необходимый для описания и анализа вариаций процесса или его выхода.
По изображенному на гистограмме распределению выясняют, в каком состоянии находится наблюдаемая партия изделий и технологический процесс ее изготовления. Для этого, исходя из установленных допусков, выясняют следующие вопросы:
- какова форма распределения;
- каково соотношение широты распределения и допуска;
- каково расположение центра распределения по отношению к центру поля допуска.
При стабильном процессе гистограмма имеет форму колоколообразной кривой, большинство точек которой расположено вблизи центральной линии или в середине; центральная линия делит кривую на две симметричные половины; лишь малое число точек разбросано далеко и относится к минимальным или максимальным значениям.
Такая форма кривой соответствует нормальному распределению; разброс около центральной точки распределения связан с общими причинами вариаций (ожидаемые изменения производственных факторов и факторов окружающей среды — температуры, влажности, вибрации и др.).
ление отличается от нормального и обусловлено специальными причинами вариаций. Это, как правило, неслучайные вариации, вызванные изменением методов, материалов, сменой персонала или заменой оборудования. Анализ кривой позволяет выявить причины нестабильности процесса и вернуть его в нормальное состояние.
Диаграмма Парето — это разновидность столбиковой диаграммы, позволяющая распределить причины возникновения дефектов или других отклонений от требований к качеству по степени их важности, т. е. упорядочить проблему.
Суть принципа Парето состоит в том, что наибольшую отдачу приносит сосредоточение внимания и усилий на мало- численных критических или жизненно важных факторах, в то время как многочисленными малозначащими факторами можно временно пренебречь.
Принцип Парето кратко описывают в виде правила 80 / 20: 80% рассматриваемых в определенной ситуации проблем (несо- ответствий) возникает вследствие 20% всех возможных причин.
- Этап 9. Постоянное улучшение
- Этап 8. Аудиты и анализ
- Этап 7. Внедрение системы менеджмента качества
- Этап 5. Реализация процессного подхода
- Этап 4. Определение документации, необходимой для внедрения и функционирования СМК; планирование структуры документов
- Диагностирование СМК
- Этап 2. Определение стратегии и целей внедрения стандартов ИСО серии 9000:2008
- Организация работ по созданию СМК
- Разработка и внедрение систем менеджмента качеств в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001:2008
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу