Добровольные требования

Добровольные требования — требования, содержащиеся в национальных стандартах (за исключением обязательных требований), стандартах организаций (СТО) и сводах правил. Их содержание определяется требованиями рынка  и  направлено  на обеспечение конкурентоспособности товаров.

Правовой статус национальных стандартов в РФ как документов, которые не имеют обязательного характера и применяются на добровольной основе, определен Законом о техническом регулировании, содержащем следующее положение: изготовитель может добровольно следовать национальному стандарту, гармонизированному с соответствующим техническим регламентом, и применять все апробированные стандартные решения.

В этом случае он выполняет существенные требования регламента и не должен доказывать соответствие производимой продукции техническим регламентам (например, подавая декларацию о соответствии).

Национальные стандарты разрабатываются и внедряются для того, чтобы помочь производителю правильно выполнить требования технических регламентов. Если содержащиеся в них требования выполняются, к производителю не может быть претензий со стороны контролирующих органов.

В Законе о техническом регулировании реализован широко известный принцип “презумпции соответствия” (принцип Нового подхода).

Он заключается в том, что общие требования технического регламента считаются выполненными, если изготовитель выпускает продукцию, соответствующую конкретным требованиям национальных стандартов, гармонизированных с этим техническим регламентом.

Данный принцип является важной правовой нормой, связывающей обязательные для исполнения требования технических регламентов с добровольными требованиями стандартов.

Перечень национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований конкретных технических регламентов, утверждается национальным органом по стандартизации и публикуется в соответствующих изданиях (например, в журнале “Вестник технического регулирования”).

Добровольный статус применения стандартов в РФ распространяется на продукцию независимо от страны и (или) места ее происхождения, а также на выполнение работ, оказание услуг и все виды сделок.

Стандарты применяются на добровольной основе изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями в процессах производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и других, предусмотренных законодательством.

Обязательность соблюдения национальных стандартов наступает при прямом указании на это в действующем законодательстве, договорах, контрактах, правомерно принятых нормативных документах федеральных органов исполнительной власти или предприятий любых форм собственности.

Например, требования, содержащиеся в национальных стандартах, приобретают обязательную силу в следующих случаях:

  • если при заключении контрактов в контрактных документах указано, что требования стандарта на поставляемую продукцию подлежат обязательному соблюдению ее изготовителем.
    За несоблюдение контрактных обязательств предприятие- изготовитель возмещает потерпевшей стороне все причиненные их нарушением убытки, как имущественные, так и упущенную выгоду, которая могла быть получена при выполнении договорных обязательств;
  • если изготовитель поставляемой на рынок продукции, который добровольно пожелал выполнять содержащиеся к ней требования стандарта, указал на это при маркировании продукции.

Таким образом, принцип добровольного применения национальных стандартов указывает на право изготовителя (продавца, исполнителя) добровольно, т. е. по собственному желанию, возложить на себя ответственность за выполнение требований, предусмотренных стандартами.

Национальные стандарты в зависимости от объекта и аспекта стандартизации, а также содержания устанавливаемых требований подразделяются на следующие виды: стандарты на продукцию; стандарты на процессы (работы) производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции; стандарты на услуги; стандарты основополагающие (организационно-методические и общетехнические); стандарты на термины и определения; стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

  1. Стандарты на продукцию содержат требования к группам однородной продукции или к конкретной продукции (конкретных наименований, марок, артикулов).
    Общие требования к группам однородной продукции (услуг) содержатся в стандартах общих технических условий; требования к конкретной продукции или услуге — в стандартах технических условий. Объектами этих требований могут быть следующие показатели свойств продукции: назначения; экономного использования ресурсов; надежности; эргономические; эстетические; технологичности; транспортабельности; стандартизации и унификации; патентно- правовые; экологичности и безопасности. Общая характеристика этих показателей содержится в различных источниках.
  2. Стандарты на процессы (работы) устанавливают основные требования к организации производства и оборота продукции на рынке, к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ. Важной составляющей стандартов данного вида являются методы контроля установленных требований в технологических процессах разработки, изготовления, xранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.
  3. Стандарты на услуги содержат требования к группам однородных услуг или конкретным услугам (их составу, со- держанию и формам деятельности); к факторам, оказывающим существенное влияние на качество услуги, а также методам контроля этих требований.
  4. Основополагающие стандарты — стандарты, имеющие широкую область распространения и содержащие основные или общие положения для определенной области деятельности. В зависимости от содержания они подразделяются на организационно-методические и общетехнические стандарты.

Организационно-методические стандарты устанавливают общие положения для определенной области деятельности, (например, ГОСТ Р 1.0-2004 “Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения”) Общетехнические стандарты устанавливают общетехнические требования (нормы и правила), обеспечивающие:

  • взаимопонимание, совместимость и взаимозаменяемость;
  • техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции;
  • охрану окружающей среды;
  • безопасность здоровья людей и имущества;
  • национальной экономики и безопасности.

Например, общетехническим стандартом являются ГОСТ Р 51293- 99 “Идентификация продукции. Общие положения”.

Стандарты на термины и определения устанавливают наименование и содержание понятий, используемых в стандартизации и смежных видах деятельности (например, ГОСТ Р ИСО 9000-2008 “Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь”, ГОСТ Р 51897-2002 “Менеджмент риска. Термины и определения”).

Стандарты на методы контроля, испытаний, измерений и анализа устанавливают требования к используемому оборудованию, условиям и процедурам осуществления всех операций, обработке и представлению полученных результатов, квалификации персонала.

Вместе с тем требования к одному и тому же объекту, со- держащиеся в национальных стандартах различных стран, могут существенно различаться, и это затрудняет междуна- родное экономическое сотрудничество.

Важнейшая тенденция современного мира — глобализация рынков, для которой характерно стирание границ на пути свободного движения идей, товаров, человеческих ресурсов, капиталов, информации, при- вела к необходимости разработки единых для множества стран международных стандартов — связующего звена в этих процессах.

Международные стандарты в настоящее время являются эффективным средством устранения технических барьеров в международной торговле.

Без гармонизации национальных стандартов с международными практически невозможен выпуск продукции, качество и конкурентоспособность которой соответствовали бы критериям международного рынка.

Многие важные для экономики нашей страны стандарты международных (ИСО, МЭК, ЕЭК ООН и др.), а также европейских (CEN, CENELEC, ETSI) организаций принимаются в качестве национальных стан- дартов РФ.

В области менеджмента это стандарты, содержащие требования к системам менеджмента качества, экологического менеджмента, менеджмента безопасности продуктов питания и др.

Особое значение международная стандартизация имеет в связи с нормами Закона о техническом регулировании, предусматривающего полное или частичное использование международных стандартов в качестве основы для разработки проектов технических регламентов.

Стандарты организаций — документы, разрабатываемые и утверждаемые самой организацией, направленные на совершенствование производства, обеспечение, управление и улучшение качества продукции, а также распространение и использование результатов исследований (испытаний), измерений, разработок, производственного опыта.

Они могут содержать требования к разрабатываемой или изготавливаемой предприятием продукции, ее составным частям, комплектующим, номенклатуре сырья, материалов, изделий; процессам организации и управления производством; процессам систем менеджмента качества; технологическим процессам; услугам, оказываемым внутри организации; процессам выполнения работ на стадиях жизненного цикла продукции и др.

Стандарты организации могут разрабатываться для обеспечения соблюдения требований технических регламентов и применения в данной организации национальных российских, региональных стандартов, международных, национальных стандартов других стран, а также стандартов других организаций.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)