Институционализм

К кон­цу 19 ве­ка нео­клас­си­че­ская шко­ла без­раз­де­ль­но гос­подс­тво­ва­ла в АМЕРИКАНСКОЙ на­уке. На осно­ве «ду­ха не­со­гла­сия» с ней воз­ни­кла аль­тер­на­тив­ная шко­ла — институционализм. Его осно­во­по­лож­ник — Веб­лен (1857¾1926).  Основные признаки институционализма:

– неудовлетворенность высоким уровнем абстракции, присущим неокласикам;

– стремление к интеграции экономической теории с другими   общественными науками;

– неудовлетворенность недостаточностью эмпирического начала классики и неокласики

–  благожелательное отношение к государственному вмешательству в экономику.

Веб­лен счи­тал эко­но­ми­че­скую кар­ти­ну ми­ра Мар­ша­ла и Клар­ка не­оправ­дан­но бе­зо­блач­ной. По мне­нию Веб­ле­на ин­ди­ви­ду­ализм дол­жен быть за­ме­нен кол­лек­тив­ны­ми дейс­тви­ями. В эко­но­ми­че­скую на­уку вво­ди­ть­ся по­ня­тие инс­ти­ту­ции — обы­чая, по­ряд­ка, фор­мы эко­но­ми­че­ской де­яте­ль­но­сти (укла­ды), го­су­дарс­тво, кор­по­ра­ции, проф­со­юзы, се­мья и т.д.

Веб­лен рас­сма­три­вал две инс­ти­ту­ции эко­но­мики:

— ин­ду­стрию, сфе­ру про­из­водс­тва и услуг

— биз­нес, то есть пред­при­ни­ма­те­льс­кую де­яте­ль­ность

Цель ин­ду­стрии — рас­ши­ре­ние про­из­водс­тва, что со­впа­да­ет с ин­те­ре­са­ми об­щес­тва. Цель биз­не­са — де­неж­ное обо­га­ще­ние, что ин­диф­фе­рент­но к ин­те­ре­сам об­щес­тва. Меж­ду ин­ду­стри­ей и биз­не­сом су­ще­ству­ет про­ти­во­ре­чие. Обо­стре­ние про­ти­во­ре­чия при­во­дит к ре­во­лю­ции ин­же­не­ров, воз­ни­ка­ет тех­но­кра­тия. Тех­но­кра­тия кри­ти­ку­ет ры­ноч­ные прин­ци­пы де­яте­ль­но­сти.

Первоначально институционализм возник как эмпирическое описание экономической практики и не имел  общей теории. Затем он попытался найти свою общую теорию, которая в целом  сводится к экономикс.  В связи с этим институционализм не является полностью самостоятельной парадигмой экономики. Это всего лишь некоторые изменения экономикс (неоклассики). Он критикует только некоторые идеи неоклассики – её крайности, воспринимая все остальное.

Для него присущи:

  • комплексный характер подхода к экономике,
  • эволюционная трактовка экономических факторов,
  • расширение предмета экономической науки: рассматривание всего того, что воздействует на экономику, в том числе и права и обычаев.

Инс­ти­ту­ци­она­лизм в не­ко­то­рой ме­ре по­хож на ис­то­ри­че­скую шко­лу Гер­ма­нии — эко­но­ми­че­ская на­ука долж­на по­нять собс­твен­ную ло­ги­ку эко­но­ми­ки. Инс­ти­ту­ци­она­лизм ана­ли­зи­ру­ет ис­то­ри­че­ские эко­но­ми­че­ские тен­ден­ции (как и мар­ксизм).

Яр­ким со­вре­мен­ным инс­ти­ту­ци­она­ли­стом яв­ля­ет­ся Гэл­брейт (ро­дил­ся в 1908 г). Он раз­ра­ба­ты­ва­ет кон­цеп­ции ин­ду­стри­аль­но­го об­щес­тва и кон­вер­ген­ции. Эти идеи ак­цен­ти­руют:

— рост зна­че­ния кор­по­ра­ций, от­ри­ца­ющих сво­бод­ный ры­нок. Не по­тре­би­те­льс­кие пред­по­чте­ния воз­дейс­тву­ют на про­из­водс­тво че­рез ме­ха­низм спро­са, а круп­ные про­из­во­ди­те­ли са­ми со­зда­ют се­бе спрос пу­тем ис­по­ль­зо­ва­ния ре­кла­мы. Эко­но­ми­че­ские про­цес­сы ут­ра­чи­ва­ют сти­хий­ность и при­об­ре­та­ют пла­но­вый ха­рактер.

— су­ще­ствен­но из­ме­ня­ют­ся вза­имо­от­но­ше­ния внут­ри кор­по­ра­ций. Уже не собс­тве­нник опре­де­ля­ет по­ли­ти­ку кор­по­ра­ций, а тех­но­крат, ме­не­джер, на­уч­ные ра­бот­ни­ки. Это свя­за­но с рос­том зна­че­ния на­уки в эко­но­ми­ки и па­де­ни­ем зна­че­ния де­нег, ка­пи­тала.

—по­вы­ша­ет­ся роль го­су­дарс­тва как га­ран­та бла­го­со­сто­яния об­щес­тва. За­щи­щая граж­дан от ни­ще­ты, го­су­дарс­тво не огра­ни­чи­ва­ет, а, на­про­тив, со­зда­ет но­вый уро­вень эко­но­ми­че­ской сво­бо­ды. Рас­тет роль со­труд­ни­че­ства го­су­дарс­тва с кор­по­ра­циями.

Институционализм является наиболее влиятельным течением современной западной экономической мысли. Ему присущ критический настрой по отношению к существующему на западе экономическому порядку.

Разновидностью институционализма является учение о монополистической конкуренции Э Чемберлена и несовершенной конкуренции Дж. Робинсон

Нео­клас­си­ки ис­хо­ди­ли из кон­ку­рент­но­сти рын­ков бо­ль­шинс­тва то­варов, из эго­ис­ти­че­ско­го по­ве­де­ния по­ку­па­те­лей и не­эф­фек­ти­внос­ти вме­ша­те­льс­тва пра­ви­те­льс­тва в эко­но­ми­ку. Од­на­ко в ХХ ве­ке не­ко­то­рые осно­ва­ния для этих идей от­мер­ли, ока­за­лись уста­ре­вши­ми. Это по­ка­за­ли вы­шед­шие в 1933 го­ду две кни­ги, ко­то­рые по­ка­за­ли, что под­ход нео­клас­си­ков при­ме­ним к ана­ли­зу не всех ре­аль­ных рын­ков. Без уче­та вы­со­кой сте­пе­ни мо­но­по­ли­за­ции со­вре­мен­но­го рын­ка его не­ль­зя по­нять.

Э.Х. Чем­бер­лен (1899¾1967) США в ра­бо­те «Тео­рия мо­но­по­ли­сти­че­ской кон­ку­рен­ции» по­ка­зал, что ре­аль­ные рын­ки су­ще­ству­ют меж­ду пол­ной кон­ку­рен­ци­ей и мо­но­по­ли­ей. Вся­кая мо­но­по­лия огра­ни­чен­на в ви­ду су­ще­ство­ва­ния за­ме­ни­те­лей (субс­ти­ту­тов). С дру­гой сто­ро­ны пол­ная кон­ку­рен­ция ис­клю­ча­ет­ся са­мим фак­том диф­фе­рен­ци­ации то­ва­ров. По­это­му на са­мом де­ле ре­аль­ный ры­нок всег­да яв­ля­ет­ся    не мо­но­по­ль­ным, а мо­но­по­ли­сти­че­ским. На нем всег­да су­ще­ству­ет и кон­ку­рен­ция и мо­но­полия.

Це­но­об­ра­зо­ва­ние в усло­ви­ях мо­но­по­ли­сти­че­ской кон­ку­рен­ции всег­да от­ли­ча­ет­ся от мо­де­ли час­тич­но­го рав­но­ве­сия Мар­ша­ла. Мо­но­по­лия не ней­тра­ль­на по от­но­ше­нию к ве­ли­чи­не спро­са: она со­зна­те­ль­но ре­аги­ру­ет на не­го.

Це­на на то­ва­ры мо­но­по­лии бу­дет опре­де­ля­ть­ся не то­ль­ко пре­де­ль­ны­ми из­держ­ка­ми, ско­ль­ко по­ис­ком точ­ки рав­но­ве­сия на кри­вой спро­са, ру­ко­водс­тву­ясь мо­ти­вом мак­си­ми­за­ции вы­руч­ки. При про­чих рав­ных усло­ви­ях, чем ме­нее элас­ти­чен спрос на то­вар по це­не (ве­ли­чи­на спро­са сла­бо за­ви­сит от це­ны), тем бо­лее вы­со­кую це­ну на свой то­вар уста­но­вит мо­но­полия.      

Чем­бер­лен при­хо­дит к вы­во­ду, что при мо­но­по­ли­сти­че­ской кон­ку­рен­ции мак­си­ми­за­ция при­бы­ли до­сти­га­ет­ся при бо­лее вы­со­кой це­не и ме­нь­шем объ­еме про­из­водс­тва, чем они со­от­ветс­твен­но бы­ли бы в слу­чае чис­той кон­ку­рен­ции. Из­держ­ки не опус­ка­ют­ся до пре­де­ль­ных из­де­ржек, как в мо­де­ли Мар­шала.

Самая известная в мире женщина-экономист. Д. Ро­бин­сон (1903¾1983) в кни­ге «Тео­рия не­со­вер­шен­ной кон­ку­рен­ции» по­ка­за­ла роль кон­цен­тра­ции при об­ра­зо­ва­нии мо­но­по­лий. Кон­цен­тра­ция не­из­беж­на, за­ко­но­мер­на в ви­ду пре­иму­ществ круп­но­го про­из­водс­тва над мел­ким, пре­жде все­го она по­зво­ля­ет сни­жать из­держ­ки про­из­водс­тва.

Воз­ни­ка­ющие ги­гантс­кие мо­но­по­лии спо­соб­ны ре­гу­ли­ро­вать ры­ноч­ную си­ту­ацию че­рез кво­ты и дру­гие ме­то­ды огра­ни­че­ния при­то­ка ка­пи­та­ла в от­расль, сис­те­му «ли­дерс­тва в це­нах». Про­ис­хо­дит цен­тра­ли­за­ция управ­ле­ния от­рас­лью. На этой осно­ве Ро­бин­сон ина­че объ­яс­ня­ет це­но­об­ра­зо­ва­ния по срав­не­нию с Мар­ша­лом. Она вво­дит по­ня­тие СЕГМЕНТАЦИИ РЫНКА, це­но­вой дис­кри­ми­нации.  Она показывает  механизм ценообразования на рынке в зависимости от  монополизации конкретного сегмента рынка.

В са­мом ши­ро­ком смыс­ле сло­ва сег­мен­та­ция рын­ка пред­став­ля­ет  про­да­жу од­но­го и то­го же то­ва­ра раз­ным ка­те­го­ри­ям по­ку­па­те­лей по раз­ным це­нам. Так на но­вых рын­ках сбы­та пер­во­на­ча­ль­но обыч­но уста­на­вли­ва­ют от­но­си­те­ль­но низ­кие це­ны на то­ва­ры. При вне­дре­нии но­во­го ви­да про­дук­та, на­про­тив, час­то за­вы­ша­ют це­ны (по­ли­ти­ка «сня­тия сли­вок»). Для вы­тес­не­ния кон­ку­рен­тов мо­но­по­лии ис­по­ль­зу­ют и дем­пин­го­вые цены.

В це­лом, идеи Чем­бер­ле­на и Ро­бин­сон не от­вер­гли мо­де­ли Мар­ша­ла, но огра­ни­чи­ли сфе­ру её дейс­твия. Ока­за­лось, что мо­но­по­ль­ная эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка, ма­не­ври­ро­ва­ние це­на­ми — не част­ный слу­чай, а один из глав­ных фак­то­ров це­но­об­ра­зо­ва­ния в усло­ви­ях мо­но­по­ли­сти­че­ской кон­ку­ренции.

Все это тре­бо­ва­ло ино­го объ­яс­не­ния рынка.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)