Инфраструктура железнодорожного транспорта

Под инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

Железнодорожный путь – это сооружение целого комплекса инженерных объектов, выполняющих единую функцию пропуска поездов по определенному участку с назначенной скоростью.

Железнодорожные пути делятся на главные, станционные и специального назначения.

Главные пути – это пути, соединяющие станции или другие раздельные пункты.

К станционным относятся: приёмо-отправочные, сортировочные, вытяжные, погрузочно-выгрузочные, ходовые, соединительные и др.

Главные станционные пути являются продолжением путей, прилегающих к станции перегонов, и не имеют отклонений на стрелочных переводах

Приёмо-отправочные пути предназначены для приёма поездов на станцию, стоянки и отправления на перегон. На крупных станциях пути, предназначенные для выполнения однородных операций, объединяют в парки.

К путям специального назначения относят подъездные пути (промышленного железнодорожного транспорта), предохранительные и улавливающие тупики.

Инфраструктура железнодорожного транспорта

Элементы обустройства дорог (остановочные площадки и павильоны, площадки отдыха, стоянки транспортных средств, дорожные знаки и светофоры, сети освещения, иные обустройства).

Защитные дорожные сооружения, производственные объекты, включая терминалы.

Устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) – совокупность технических средств, используемых для регулирования и обеспечения безопасности движения поездов (другими словами, для предотвращения столкновений, сходов с рельсов и других аварий).

Автоматическая блокировка – система автоматического регулирования интервалов между железнодорожными поездами, попутно следующими по железнодорожному перегону. При автоматической блокировке перегон между станциями делится на блок-участки длиной от 1000 до 2600 м. На границах блок-участков устанавливаются светофоры. Блок-участки оборудуются рельсовыми цепями – электрическими цепями, проводником в которых служат рельсовые нити.

Интересно
При вступлении поезда на блок-участок колесными парами электрически соединяются противоположные рельсы пути и на светофорах загорается запрещающий сигнал, не позволяющий другому поезду попасть на занятый перегон.

Автоматическая локомотивная сигнализация (АЛС) – система сигнализации на рельсовом транспорте, передающая сигнальные показания на пост управления подвижного состава (например, в кабину локомотива).

Инфраструктура железнодорожного транспорта

Железнодорожные станции – пункты, которые разделяют железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению, обгону поездов, операции по обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа, грузобагажа, а при развитых путевых устройствах выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами.

Железнодорожный перегон – участок железнодорожной линии, который соединяет смежные раздельные пункты. Перегоны подразделяются на одно-, двухпутные и многопутные. Имеют чётное и нечётное направление. Именно на перегоне происходит смена управления железными дорогами и диспетчерских участков.

Однопутный перегон – перегон, который состоит из одного пути. Недостаток такого перегона в том, что движение по нему производится одновременно только в одну сторону. Между однопутными перегонами устраивают разъезды или небольшие обгонные пункты в виде полустанков.

Двухпутный перегон – перегон, который состоит из двух путей. На достаточно длинных перегонах могут находиться столько поездов, на сколько блок-участков делится перегон

Перегоны делятся на блок-участки посредством установки проходных светофоров на одинаковом расстоянии друг от друга, примерно 2 километра.

Границей между раздельными пунктами и перегонами являются чётко установленные границы раздельных пунктов:

  • на однопутных участках – входные светофоры раздельных пунктов;
  • на двухпутных участках по каждому в отдельности главному пути – с одной стороны – входной светофор, с другой – сигнальный знак «Граница станции»;
  • на двухпутных участках, оборудованных двухсторонней автоблокировкой, границами с обеих сторон по каждому в отдельности главному пути являются входные светофоры.

Для организации грузодвижения с применением современных технологий и принципов логистики, осуществления комплексного транспортно-экспедиционного и сервисного обслуживания участников перевозочного процесса, обеспечения взаимодействия составных элементов транспортной системы и ускорения доставки грузов в прямом автомобильном и смешанном (с участием автомобильного и других видов транспорта) сообщении перевозчики, грузоотправители и грузополучатели используют: терминалы и терминальные комплексы (далее – терминалы); транспортно-логистические центры, являющиеся важным звеном предоставления комплексных автотранспортных услуг при междугородных и международных перевозках грузов.

Обустройство и информационное обеспечение объектов транспортной инфраструктуры должно соответствовать требованиям соответствующих правил перевозок и иных нормативных правовых актов.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)