Информационное обеспечение ОРД
Особенности оперативно-розыскной информации обуславливают процессы, протекающие в сфере оперативно-розыскной деятельности, и, прежде всего, деятельную сторону, содержанием которой выступает информационное обеспечение ОРД правоохранительных органов.
По содержанию информационное обеспечение той или иной деятельности:
- во-первых, предполагает определение с позиций различности целей и задач, решению которых должна служить информация;
- во-вторых, заключается в выявлении и создании системы надежных источников информации;
- в-третьих, должно обеспечиваться ее использование потребителями.
Таким образом, информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности представляет собой комплекс специальных мер, осуществляемых его субъектами, по созданию и использованию системы оперативно-розыскной информации в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства.
Информационное обеспечение ОРД актуально при решении конкретных задач данной деятельности, в том числе связанных с отдельными фактами, а также при постановке вопросов, затрагивающих организацию ОРД. В первом случае информация может быть использована оперативными работниками, непосредственно занимающимися выявлением, предупреждением, раскрытием преступлений, розыском преступников и т.д., во втором – субъектами управленческой деятельности с учетом их компетенции.
Следует учитывать, что и в том, и в другом случаях предусмотрен дифференцированный доступ пользователей к определенным категориям сведений. Прежде всего, он определяется компетенцией и функциональными обязанностями соответствующих должностных лиц. Именно с этих позиций субъекты информационного обеспечения ОРД подразделяются на тех, кто создает соответствующие информационные ресурсы, и тех, кто их потребляет. Следующим признаком информационного обеспечения ОРД является система оперативно-розыскной информации.
Сведения, являющиеся основой современной системы оперативно-розыскной информации, представляют собой следующую совокупность знаний:
- о состоянии оперативной обстановки на обслуживаемой территории;
- о сложившихся причинах и условиях совершения преступлений, средствах, методах и результатах превентивного воздействия на преступность;
- о признаках подготавливаемых и совершённых преступлений;
- о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, ранее судимых, а также представляющих иную криминальную опасность.
Таким образом, система оперативно-розыскной информации – это категория, характеризующая сложившееся в результате принятия необходимого комплекса специальных мер состояние количественных и качественных показателей информационного обеспечения ОРД, достигаемых в результате осуществления оперативно-розыскного информационного процесса. Последний рассматривается как совокупность таких стадий, как оперативно-розыскная регистрация, формирование оперативно-розыскного учёта и использование имеющейся информации в целях решения задач ОРД.
Для того чтобы проанализировать сущность системы оперативно-розыскной информации, следует более подробно рассмотреть стадии информационного оперативно-розыскного процесса. Первый такой стадией является оперативно-розыскная регистрация, которая представляет собой совокупность процессов сбора, фиксации и обработки информации, предназначаемой для размещения в учетах.
Целью оперативно-розыскной регистрации является создание субъектами информационного обеспечения ОРД с использованием соответствующих методов и способов различного рода оперативно-розыскных документов, обладающих необходимым и достаточным набором регистрационных признаков, позволяющих обеспечить систематизацию последних в информационных системах. Данная стадия информационного обеспечения тесно связана с источниками оперативно-розыскной информации. Последними могут выступать как объекты, содержащие (несущие) информацию, так и субъекты, создающие, распространяющие и использующие эту информацию.
Необходимо отметить, что в систему информации правоохранительных органов наряду с оперативно-розыскным входят криминалистические, криминологические, административные и другие учеты, которые также могут использоваться для решения задач ОРД. Однако содержащиеся в них сведения будут носить в этом случае лишь вспомогательный характер. Поэтому формирование специализированного оперативно-розыскного учета является объективной необходимостью и неотъемлемой частью оперативно-розыскного информационного процесса.
Понятие «оперативно-розыскной учет» объединяет два основных подраздела единой информационной системы:
- оперативный учет лиц, оказывающих конфиденциальное содействие, проверяемых, разрабатываемых и наблюдаемых по делам оперативного учета, а также самих этих дел и проверочных материалов;
- учет оперативно-розыскной информации, отражающей результаты оперативно-розыскной деятельности.
Наибольший интерес для информационного обеспечения ОРД, безусловно, представляет вторая стадия как более емкая и информативная. Она аккумулирует в себе сведения о криминально активных лицах, самих преступлениях и связанных с ними фактах и предметах.
Накапливаемую регистрационную информацию следует детализировать таким образом, чтобы она позволяла:
- произвести разделение лиц, представляющих оперативный интерес, на тех чья криминальная активность только вероятна, и тех, чье противоправное поведение уже проявилось;
- подготовить модель возможного поведения лиц, образ жизни и действия которых дают основания подозревать их в противоправной деятельности.
Учет результатов ОРД можно подразделить на подучет оперативно-розыскной информации криминалистического характера, систематизирующий дактокарты, фотографии, словесные портреты, образцы почерка, списки связей и т.д., и подучет оперативно-розыскной информации фактографического характера, содержащий сведения, концентрируемые в различных полнотекстовых документах, образующихся в результате ОРД (сообщения конфидентов, служебные документы, справки, и т.д.).
Таким образом, на основе приведенного анализа можно констатировать, что учет результатов ОРД должен отвечать следующим требованиям:
- призван способствовать решению задач ОРД;
- не должен дублировать учеты, создаваемые в информационных центрах;
- должен обеспечивать централизацию и интеграцию на всех уровнях необходимой криминалистической и фактографической информации;
- должен гарантироваться быстрый и эффективный поиск необходимых сведений;
- должен представлять собой базу данных, т.е. регистрационная информация должна храниться в такой форме, которая позволяет находить и обрабатывать соответствующие сведения с помощью ЭВМ;
- обработка, накопление, хранение и распространение в этих базах данных сведений, являющихся государственной тайной, должны отвечать требованиям режима секретности.
Данные выводы непосредственно связаны с заключительной стадией понятия информационного обеспечения ОРД – использованием получаемой информации для решения задач оперативно-розыскной деятельности. В современных условиях решению задач ОРД призвано способствовать создание эффективной централизованной системы соотнесения сведений о признаках совершаемых преступлений с массивом информации, характеризующей контингент криминально активных лиц. Такая система требует переработки значительных потоков фактографической информации, поступающей из интегрированных баз данных (как ведомственных, так и вневедомственных), а также соответствующих криминалистических сведений. Для этого используется оперативно-розыскная идентификация, в том числе такие ее разновидности, как информационный и аналитический поиск, а также другие методы ОРД.
Аналитический поиск также предполагает «проникновение» в документальные источники сведений и соответствующие массивы данных, содержащие знания об объектах, представляющих оперативный интерес, и их детальное изучение в целях получения оперативно значимых результатов. Вместе с тем он позволяет решать задачи на порядок более сложные, чем информационный поиск. Помимо обычной «разведки» в информационной среде он направлен на получение новых знаний об интересующем объекте или явлении на основании аналитической обработки добываемой информации и сведений об известных фактах.
- Порядок обжалования действий и ответственность органов и должностных лиц нарушающих права и свободы граждан
- Морально-этические основы оперативно-розыскной деятельности
- Понятие субъектов оперативно-розыскной деятельности и их классификация
- Государственные органы уполномоченные на осуществление ОРД и их специфические задачи
- Органы внутренних дел
- Органы Федеральной службы безопасности
- Федеральные органы государственной охраны
- Федеральная служба для исполнения наказаний
- Служба внешней разведки
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу