Значение, структура и характеристика оперативно-розыскного закона

Первый Закон РФ об ОРД был принят 13 марта 1992 г., что стало исключительным событием, направленным на совершенствование правовой базы регулирующей деятельность оперативных подразделений в России. С принятием данного нормативного правового акта удалось решить несколько задач: создать правовую основу ОРД и придать ей легитимный статус как государственно-правовой форме борьбы с преступностью.

В тоже время первому Закону РФ об ОРД 1992 г. были присущи определенные недостатки: некоторая декларативность, ориентирован преимущественно на сферу борьбы с преступностью, без учета задач, касающихся обеспечения военной, экономической, экологической безопасности государства, слабо проработанный механизм гарантий соблюдения прав и свобод граждан в процессе осуществления ОРД, ограничение возможностей оперативных служб. Поэтому возникла необходимость пересмотра многих положений рассматриваемого Закона.

В связи с этим 5 июля 1995 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», подписан Президентом РФ 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ и вступил в силу со дня официального опубликования в «Российской газете» 18 августа 1995 г. Исходя из общетеоретических предпосылок, закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни реально действующий и порождающий юридически обязательные последствия. Под оперативно-розыскным законом понимают комплексный нормативно-правовой акт высшей юридической силы, регулирующий общественные отношения в области ОРД.

Как и любой другой нормативный правовой акт, Закон «Об ОРД» имеет свою структуру со следующим содержанием:

  • Преамбула, в которой отражается, что Федеральный закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении ОРМ.
  • Глава 1. Общие положения (ст. 1-5). В ней находят нормативное закрепление определение ОРД, ее цели, задачи, принципы и основы соблюдения прав и свобод человека и гражданина при ее осуществлении.
  • Глава 2. Проведение оперативно-розыскных мероприятий (ст. 6-12). В ней определяется перечень ОРМ и устанавливает порядок их проведения;
  • Глава 3. Органы, осуществляющие ОРД (ст. 13-16). Здесь даётся перечень оперативно-розыскных органов и условия их деятельности.
  • Глава 4. Содействие граждан органам, осуществляющим ОРД (ст.17-18). Эта глава излагает систему общих предписаний, касающихся оснований и условий привлечения отдельных лиц к участию в ОРДюж.
  • Глава 5. Финансовое обеспечение ОРД (ст. 19). Данной главой регулируется такой вид обеспечения ОРД, как финансирование.
  • Глава 6. Контроль и надзор за ОРД (ст. 20-23). В ней излагается система ведомственного, вневедомственного контроля и организации прокурорского надзора за данной деятельностью.

В ст. 23 отражается порядок вступления Федерального закона в силу и определяются пределы его действия во времени.

Оперативно-розыскной закон содержит нормы, регулирующие различные правоотношения:

  • уголовные (ч.4 ст. 18);
  • административные (ч. 2 ст. 7);
  • гражданские (п. 3. ст. 15 и др.);
  • финансовые (ст. 19);
  • трудовые (ст. 17 и др.).

Характерной особенностью ФЗ об ОРД является наличие в нем предусмотренных специальных «перечней», т.е. перечисления определенных правил по порядку, а также списки с таким перечислением.

Законодатель непосредственно называет шесть списков:

  • Перечень ОРМ, приведенный в ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД, может быть изменен или дополнен только ФЗ (в соответствии с ч. 2 ст. 6 ФЗ об ОРД). Важно правильно толковать это предписание. Во-первых, любые изменения перечня ОРМ законны в случае внесения таковых в ФЗ об ОРД, но не в какой-либо другой ФЗ. Именно ФЗ от 5 января 1999 г. № 6 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» этот перечень был изменен путем уточнения названия одного из ОРМ («опрос граждан» переименован в «опрос»). ОРМ получение компьютерной информации (п. 15) введен Федеральным законом от 06.07.2016 № 374-ФЗ. Во-вторых, должно быть исключено расширительное толкование содержания перечня ОРМ путем фиксации новых мероприятий, например в ведомственных нормативных актах. Так, осуществление оперативными сотрудниками психофизиологического обследования (применение полиграфа) не может признаваться самостоятельным ОРМ до его включения в перечень ч. 1 ст. 13 ФЗ об ОРД.
  • Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления ОРД, согласно предписаниям ч. 8 ст. 6 ФЗ об ОРД, устанавливается Правительством РФ.
  • Перечень категорий руководителей оперативных подразделений, которые полномочны утверждать мотивированное постановление о проведении ОРМ, ограничивающего конституционные права граждан, согласно правилам ч. 2 ст. 9 «Основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий» ФЗ об ОРД, устанавливается ведомственными нормативными актами. Как правило, такими лицами выступают первые руководители оперативных подразделений и их заместители, курирующие данное направление работы.
  • Перечень дел оперативного учета (далее – ДОУ) и порядок их ведения в соответствии с ч. 5 ст. 10 «Информационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности» ФЗ об ОРД определяются нормативными актами органов, осуществляющих ОРД. В каждом ведомстве, осуществляющем ОРД, имеется свой перечень ДОУ, отражающий ведомственную специфику и поэтому частично не совпадающий с аналогичными списками, имеющимися в другом соответствующем органе.
  • Перечень органов, осуществляющих ОРД, согласно предписаниям ч. 3 ст. 13 «Органы, осуществляющие ОРД» ФЗ об ОРД может изменяться или дополняться только ФЗ. В отличие от перечня ОРМ данный перечень согласно воле законодателя может быть изменен или дополнен не только ФЗ об ОРД, но любым ФЗ регулирующим в той или иной степени правоотношения в области оперативно-розыскной деятельности .
  • Перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять ОРД, их полномочия, структуру и организацию работы, согласно правилам ч. 3 ст. 13 ФЗ об ОРД, определяют руководители органов, которым предоставлено право осуществлять ОРД.

Важным положением ФЗ об ОРД является то, что такой перечень устанавливается конкретными руководителями, а не на законодательном уровне. На практике это позволяет своевременно реагировать на изменения в оперативной обстановке, реализовать. Также из этой статьи ФЗ об ОРД исключено упоминание об оперативных подразделениях федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ. Это произошло в связи с упразднением данных субъектов ОРД и перераспределением соответствующих функций

Одновременно этот же ФЗ включил в указанную статью ФЗ об ОРД п. 9 – органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Принцип наступательности (оперативности) в противодействии преступности. Однако следует помнить, что изменения этого перечня возможны только для субъектов, непосредственно указанных в ч. 1 ст. 13 ФЗ об ОРД.

Наряду с этим законодатель предусмотрел, что руководители органов, которым предоставлено право осуществлять ОРД могут устанавливать только:

  • круг оперативных подразделений;
  • их полномочия (полномочия любого оперативного подразделения могут быть детализированы в пределах, указанных в ФЗ об ОРД, но не определены новые, дополнительные);
  • структуру и г) организацию работы. Остальные вопросы функционирования оперативных подразделений соответствующие руководители сами решать не вправе.

Другой характерной чертой является то, что в законодательных актах в зависимости от различных критериев предусматривается ряд исключений из общих правил осуществления ОРД, которые зафиксированы, во-первых, непосредственно в ФЗ «Об ОРД» и направлены на соблюдение принципов законности и конспирации, на сохранность сведений составляющих государственную тайну, а также направленных на защиту правосудия. Таких исключений в тексте закона насчитывается восемь: они содержаться в ч. 4, ч. 5 и ч. 8 ст. 5, ч. 8 ст. 8, ч. 3 ст. 9, ч. 4 ст. 13, ч. 2 ст. 16, ч. 3 ст. 21.

Во-вторых, другими исключениями из правила являются специальные упоминания, зафиксированные в соответствующих ФЗ регламентирующих проведение ОРД. По сути, они представляют правила особого порядка осуществления ОРМ, например, в отношении отдельных категорий должностных лиц. Так, в соответствии с Конституцией неприкосновенен Президент РФ (однако стоит сказать о том, что в каждом правиле есть исключения, как в этом, так и в других случаях неприкосновенность может быть в определенных случаях ограничена); Согласно Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» – Уполномоченный по правам человека; По смыслу ст. 22-25 и 98 Конституции и в соответствии с ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ депутаты палат Федерального Собрания РФ и парламентарии обладают неприкосновенностью, или депутатским иммунитетом; в соответствии с Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. личность судьи неприкосновенна.

Кроме того, ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 2 января 2000 г. установлено, что на народного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей; согласно ч. 1 ст. 42 Закона о прокуратуре – прокуроры и следователи органов прокуратуры; и др. Законодательные ограничения по кругу лиц, в отношении которых запрещено проводить ОРМ, не распространяются на других лиц, совершивших преступления в соучастии с вышеперечисленными категориями лиц.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)