Индивидуализм или коллективизм

Третья межа обусловлена разным пониманием самой гуманитарной парадигмы, где показательно отношение к индивидуализму и коллективизму. И этот водораздел культурологической мысли, как и предыдущие, не реализуется в книге явно, как он представлен в нашей вводной статье, но скорее вычитывается.

Для современности типично противоречивое переживание (чаще неосознанное) завершения огромного этапа рационального «расколдовывания», т. е. демифологизации мира.

Странно отказываться от достижений этого этапа освобождения человека от рабства у природы и коллективности, освобождения ради добровольной зависимости от другого. Вместе с тем — безумно общество, которое все больше производит, чтобы все больше потреблять, а затем восстанавливать природу и здоровье, разрушенные этим самым производством и потреблением.

Демифологизация мира жизни, по-видимому, оказалась амбивалентной: она освободила человека не только от тюремных решеток этносно-экологической ниши, но и от «ценностей коллективизма», питающих человеческую солидарность и сотрудничество.

Однако, как нам кажется, есть и какая-то надежда взаимопонимания между теми, кто ориентируется на классический идеал культуры (и, как правило, —на ценности индивидуализма), и теми, кто склонен к постмодернистской культурологии (и, нередко, к коллективным ценностям).

Первые начинают понимать, что уже опостылела такая личность, которая — воспользуемся образом, предложенным В. П. Визгиным, — везде, где ни поскребет, находит только себя.

Вторые осознают, что путь назад в природную коллективность ведет не к девственной природе, а к гигантской помойке, в которую превратится разрушенная цивилизация.

Нарождающееся понимание серьезности установок. Другого и претензий к себе — конечно, еще не золотой век конца эпохи перемен, но все же не так уж и мало.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)