Задачи и предмет товароведения

Вряд ли найдется еще научная и учебная дисциплина, вокруг предмета и содержания которой столько споров и самых разных мнений и точек зрения, порою чуть ли не диаметрально противоположных, как товароведение.

Первая попытка определить предмет (по сути, содержание товароведения) была сделана выдающимся немецким ученым 18 века Карлом Гюнтером Людовици.

«Предмет товаропознания – пишет он – в особенности есть знание товаров, смотря по купецкой в них нужде. Знание сие простирается на разделение и роды товаров, делание, свойство, испытание, или разбирание, цену и доброту, порчу, сохранение и содержание, исправление, выделку, подделывание, пользу и употребление, а также на знание, которые суть лучшие сорты и роды товаров, и которые скорее с рук сбыть можно и, наконец, где всякий товар лучше и дешевле доставать можно».

Это определение нами взято из его знаменитых «Основ полной торговой системы (книга имеет и другие названия, но это самое короткое).

Исходя из приведенного определения, автор подходил к товароведению как к комплексной науке, которая включает в себя такие научные дисциплины, как технология производства (переработки) товаров, соб- ственно товароведение, маркетинг. Завершающая часть определения «… и которые скорее с рук сбыть можно и, наконец, где всякий товар лучше и дешевле доставать можно» целиком относится к маркетингу.

Здесь уместно будет отметить, что в понятие «торговая система» автор включал все науки, имеющие отношение к торговле:

  • знание товаров;
  • торговую науку;
  • счетоводство, или содержание отчетных книг в порядке.

ГОСТ Р 51303-2013 дает определение товароведения как науки и учебной дисциплины.

Согласно этому стандарту, товароведение представляет собой науку и учебную дисциплину об основополагающих характеристиках товаров, определяющих потребительские свойства, и факторах обеспечения этих характеристик.

Остановимся на иных определениях товароведения как науки.

По И. Вавилову, товароведение есть наука, «научающая иметь точные и полные сведения о товарах, их сортах, местах происхождения и сбыта, средствах к покупке и продаже, способах перевозки и хранения»

Карл Генрих Маркс, один из крупнейших ученых 19 века, оказался наиболее лаконичным в определении предмета товароведения, а, по сути, и товароведения как науки и учебной дисциплины.

Во вводном разделе «Капитала» он пишет, что «потребительные стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины – товароведения».

Маркс вовсе не ставил целью определить предмет товароведения. Он это сделал, исходя из необходимости разграничения двух свойств товара: стоимости и потребительной стоимости. Именно стоимость как свойство товара является предметом политэкономии, а потребительная стоимость – предметом товароведения.

Товароведение, по Никитинскому, «имеет предметом объект торговли – товар, понимаемый как удобоперемещаемая (движимая) ценность, идущая по направлению от производителя к потребителю».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)