Христианская система воспитания

Христианство – вторая, после буддизма, мировая религия, но по количеству приверженцев она занимает первое место в мире.

Интересно
Вы уже знаете, что возникло христианство в I веке Новой эры. Первые христиане были евреями и по прошлому религиозному мировоззрению – иудеями. Но уже во второй половине I века христианство стало интернациональной религией.

И название, и начало христианства связаны с именем и деятельностью религиозного учителя и проповедника Иисуса (по-еврейски: Иешуа из Назарета – небольшого города в Галилее, на
севере Палестины).

Основные принципы своего учения Иисус Христос изложил в знаменитой Нагорной проповеди:

«Блаженны нищие духом, ибо есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня;

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»

Всей своей жизнью, полной гонений и унижений, своим учением, обращенным прежде всего к обездоленным, униженным,
страдающим и страждущим, Иисус Христос открыл внутренние достоинства человека, уровняв каждого перед Богом: «Вы – соль земли… Вы – свет мира».

Нагорной проповедью он дал людям уроки высокой нравственности, отверг те ветхозаветные законы, которые призывали людей к мщению, к проклятиям, лицемерию, изложил основы христианского вероучения.

Такие главные его заповеди, как: «Просящему у тебя дай и от хотящего у тебя знать не отвращайся», «Не собирайте себе сокровищ на земле…», «Не судите, да не судимы будете», «.. .Какой мерою мерите, такою и вам будут мерить», «.. .Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» и т.д. – и через две тысячи лет актуальны, так как призывают к духовной чистоте.

«Идеал совершенства, данный Христом, – писал великий моралист Л.Н.Толстой, – не есть мечта или предмет риторических проповедей, а есть самое необходимое, всем доступное руководство нравственной жизни людей…».

В 395 г. Римская империя формально была разделена на две части – Западную и Восточную (Византию). Разделение империи привело и к церковному расколу. Окончательный разрыв наступил в 1054 году. Эта дата стала рубежом в истории христианства: образовались два самостоятельных направления, каждое из которых пошло своим путем. За западной церковью закрепилось название римско-католической, или католической, а за восточной – греко-кафолической, или православной.

Второй крупнейший по своим последствиям раскол в христианстве произошел уже в XVI веке, и связан он с начавшимся
антифеодальным социально-политическим движением в Европе.

А так как католицизм был идеологической опорой феодализма, то первый удар был направлен против католической церкви. Это движение получило название Реформации (от лат. – reformation – преображение, исправление).

Всего в христианстве ученые насчитывают более 1000 различных направлений. Но эта цифра весьма условна.

Интересно
«Каждое религиозное образование, – писал ныне покойный, известный российский исследователь протестантизма Л.Н.Митрохин, – появляется в ответ на какие-то вновь возникшие или заново осознанные потребности, которые складываются независимо от деятельности идеологов. Именно они, эти потребности, подобно генетическому коду организуют, перестраивают имеющийся в культуре мыслительный материал, модифицируя, сплавляя, или, напротив, размежевывая его отдельные элементы. И подобно тому, как в природном мире сохраняются лишь организмы, выстоявшие в борьбе за существование, только те церкви остаются в истории, которые сумели отвоевать собственную нишу в изменчивом молитвенном пространстве, добиться внутренней сбалансированности и целостности. Эта способность становится решающей в поворотные моменты истории, когда появляется масса новых религиозных объединений, пророков и небесных посланцев, которые сразу же вступают между собой в жестокую конкуренцию за место под солнцем. Именно такой предстала перед нами эпоха Реформации».

Первичные протестантские церкви дали толчок образованию новых конфессий и деноминаций, которые принято называть вторичными, или позднего протестантизма. Они, в свою очередь, явились предшественницами неопротестантизма и т.д.

Этот процесс и сегодня продолжает свое развитие. Как справедливо отмечал известный дореволюционный исследователь раскола в русском православии А.С. Пругавин, в «вечных поисках за «правой верой», за духовной, умственной пищей, народная мысль мечется из стороны в сторону, нередко попадя из одной крайности в другую.. .».

И далее:

«Учения раскола, вылившись непосредственно из народного духа, не представляют собой чего-нибудь неподвижного, постоянного, раз отлившегося в известные, вполне определенные формы и застывшие в этих формах. Нет! Дробясь и видоизменяясь, различные учения раскола с течением времени постоянно принимают в себя новые влияния, поглощают новые идеи и направления, которые не дают им застыть, окоченеть и заглохнуть, которые обновляют их, внося с собой новые силы, новую энергию и живучесть… Во всех движениях религиозно-этического характера мы видим горячее, искреннее стремление народа добиться истины, «правды». Разумеется, эти искания далеко не всегда выводят  его на верную, настоящую дорогу. Часто одни заблуждения сменяются другими, не менее грубыми. Но, спрашивается, кому же истина давалась сразу в руки?»

Для католического воспитания широко используется Катехизис католической церкви.

Само понятие «катехизис» (лат. catechesis – оглашать, учить, наставлять) означает краткое изложение вероучения Церкви, которое опирается на такие основные источники, как Библия, церковные Предания, богослужебная традиция, Учительство Церкви, наследие Отцов, Учителей и святых Церкви.

В зависимости от объема представленных понятий, различаются малый, средний и большой Катехизис. Содержание может
подаваться в классической форме вопросов и ответов или в иной форме.

Сегодня католики всего мира пользуются новым изданием Катехизиса, которое было утверждено в 1992 г. Папой Иоанном
Павлом II и содержит развернутое изложение католического учения в области веры и христианской морали.
На русском языке в 2007 г. издано краткое изложение (Компендиум) Катехизиса Католической Церкви.

В предисловии к изданию Папа Бенедикт XVI написал: «Компендиум, который я теперь представляю Вселенской Церкви, является верным и точным синтезом Катехизиса Католической Церкви. Он содержит в сжатой форме все основные и фундаментальные элементы вероучения Церкви, будучи тем самым, как желал мой предшественник, своего рода руководством vademecum, которое позволяет и верующим, и неверующим охватить одним взглядом совокупность, полноту панорамы католической веры.

В части третьей Компендиума «Жизнь во Христе» подробно рассматриваются нравственные аспекты христианской жизни, которые и составляют основу воспитания:

  • в чем достоинство человека?;
  • что такое вечное блаженство?;
  • что такое свобода?;
  • какая связь существует между свободой и ответственностью?;
  • каковы источники нравственности поступков человека?;
  • когда поступок считается нравственным, добрым?;
  • существует ли безоговорочно недозволенные действия?;
  • что такое нравственное сознание?;
  • чего требует от совести достоинство личности?;
  • что такое добродетель?;
  • что такое благоразумие?;
  • что такое справедливость? И т.д.

Православная (восточная), или греко-кафолическая, церковь обнимает собой христианские народы, которые занимают Восток и Юго-Восток Европы, с прилегающими странами Азии и Африки. В этническом отношении она по преимуществу состоит из народов греческих и славянских.

Русское Православие – часть мирового («вселенского») православия. Оно хранит верность его догматической системе, зафиксированной в Никео-Константинопольском символе веры, соблюдает основные моменты богослужебно-обрядовой практики, канонические нормы церковного устройства.

В русском православии «Катехизис» появился сравнительно поздно: одним из первых в XVII веке был составлен Лаврентием Зизанием. В 1775-1776 гг. были изданы три различных катехизиса митрополита Московского Платона (Лёвшина), адресованные детям, взрослым и церковнослужителям, а к середине XIX века их повсеместно вытеснил «Пространный Христианский Катехизис».

С православной точки зрения желательно, чтобы вся система образования была построена на религиозных началах и основана на христианских ценностях. Тем не менее, Церковь, следуя многовековой традиции, уважает светскую школу и готова строить свои взаимоотношения с ней исходя из признания человеческой свободы. При этом Церковь считает недопустимым намеренное навязывание учащимся антирелигиозных и антихристианских идей, утверждение монополии материалистического взгляда на мир.

Интересно
Церковь полагает полезным и необходимым проведение уроков христианского вероучения в светских школах по желанию детей и родителей, а также в высших учебных заведениях. Священноначалие должно вести с государственной властью диалог, направленный на законодательное и практическое закрепление реализации международного признанного права верующих семей на получение детьми религиозного образования и воспитания. В этих целях Церковь также создает православные общеобразовательные учебные заведения, ожидая их поддержки со стороны государства.

Школа есть посредник, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные в прежние века. В этом деле школа и Церковь призваны к сотрудничеству. Образование, особенно адресованное детям и подросткам, призвано не только передавать информацию. Возгревание в юных сердцах устремленности к Истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему отечеству, его истории и культуре – должно стать задачей школы не в меньшей, а, может быть, и в большей мере, чем преподавание знаний. Церковь призвана и стремится содействовать школе в ее воспитательной миссии, ибо от духовного и нравственного облика человека зависит его вечное спасение, а также будущее отдельных наций и всего людского рода».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)