Философия сердца Паскаля и ее влияние на развитие педагогической мысли

Хотя Блез Паскаль, великий французский ученый XVII века, не создал каких-либо специальных педагогических трудов, но его влияние на развитие педагогической мысли, бесспорно, огромно. Вундеркинд своего времени и гений в науке, человек, обладавший чрезвычайно мощным интеллектом, отлично владеющий гипотетико-дедуктивным методом, он одним из первых считал необходимым ввести в познание чувственную интуицию сердца.

«Мы познаем истину не только разумом, но и сердцем…», – говорил он.

Паскаль уделял большое внимание не только научной истине, но и тому, как донести ее до других. Здесь должны присутствовать искренность и простота, необходимо использовать различные образы и картины, которые, задевая чувства людей, ведут к пониманию доводимых до человека мыслей. И это было сказано в XVII веке!

В «век разума» Паскаль отстаивал прерогативы человеческого сердца и достоверность его интуиции. Экзистенциальной
трактовке истины соответствует убеждение Паскаля в том, что «истина постигается любовью». Хотя величие человека состоит в его мысли, но и у «сердца свои законы, которые разум не знает». Есть «мудрость разума» и «мудрость сердца». Не случайно экзистенциалисты возводят к нему истоки своей философии.

Позже Гете скажет:

«Перед великим умом склоняю голову, перед великим сердцем – колени».

Сегодня, живя в начале XXI века, слепо копируя западные технологии обучения, мы практически элиминировали роль преподавателя как наставника, который лишь в сердечном контакте с воспитуемым, в уважительном и в то же время требовательном собеседовании сможет формировать личность будущего специалиста. Как известно, у компьютера нет сердца, а есть лишь формализованная программа. Паскаля необычайно волновала проблема Человека.

Он писал, что «все достоинство и величие человека состоит в мысли», которая возвышает его над самой Вселенной и побуждает к познанию. Пускай человек знает лишь ничтожную долю истины, но и в этом его величие, поскольку животные вообще не могут знать. В этом его и высшее предназначение. Учёный огорчен тем, что если его природа подобна природе животных, то это есть падение высшей природы, которая была ему свойственна прежде.

Здесь, видимо, проявилось недовольство разрушающим влиянием первоначального накопления капитала, происходившего в то время. Вспомним знаменитый афоризм мыслителя:

«Человек – всего лишь тростинка, самая слабая в природе, но эта тростинка мыслящая. Вот в чем наше величие, а не в пространстве и времени, которые мы не можем запомнить».

Паскаль оказал огромное влияние не только на развитие науки, образования и воспитания, но и на всю последующую культуру. Л.Н. Толстой относил его к «учителям человечества» и считал «философом-пророком, прозревающим истину через головы веков».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)