Характеристика

Характеристика содержит данные о рождении сотрудника (работника, курсанта, слушателя), его родителях, образовании, трудовой (учебной) деятельности, деловых и личностных качествах, достижениях в различных сферах, отношениях с коллегами по службе, поведении в быту, увлечениях.

Основной принцип создания текста характеристики заключается в следующем: сначала даётся описание положительных качеств, затем, если необходимо, составитель переходит к отражению отрицательных деловых и личностных свойств сотрудника (работника).

Служебная характеристика – официальный документ, который содержит отзыв о служебной, научной, иных сферах деятельности сотрудника (работника), оценку его деловых, психологических и моральных качеств.

Служебная характеристика составляется в произвольной форме от третьего лица. Готовит данный документ, как правило, руководитель структурного подразделения, в котором служит характеризуемый сотрудник, а утверждает – руководитель учреждения, его подпись заверяется печатью учреждения.

В тексте служебной характеристики выделяют три части:

  1. Анкетные данные (имя, отчество, фамилия сотрудника, дата рождения; занимаемая должность, дата назначения на должность, специальное звание, ученая степень и звание (если они имеются)). Дополнительно сообщаются сведения о полученном образовании (какие учебные заведения, где и когда окончил), о продолжительности службы (работы) в данном учреждении, о послужном списке (какие должности занимал).
  2. Оценка уровня профессионального мастерства, деловых и личностных качеств.
  3. Заключительная часть служебной характеристики содержит вывод, в котором указывается назначение характеристики.

В учреждениях МВД России характеристика сотрудника в основном даётся в виде служебной аттестации.

Отметим языковые особенности характеристики (служебной аттестации):

  • для описания личных и деловых качеств сотрудника (работника) используются языковые единицы, свойственные повествовательному функционально-смысловому типу речи, например, проявил, характеризуется, относится;
  • стиль изложения в документе – нейтральный, недопустимо использование эмоционально-экспрессивных средств языка;
  • характеристика должна ясно, точно отражать качества сотрудника (работника), отличаться логической чёткостью и грамматической правильностью текста; при этом краткое описание личностных и деловых черт характеризуемого должно создавать о нём максимально полное представление;
  • в тексте характеристики недопустимо использование элементов разговорной речи, профессионализмов, жаргонизмов; а также иностранных слов и терминов, если в литературном языке существуют равнозначные им исконно русские лексические единицы; собственных сокращений слов, выражений; нежелательно употребление общепринятых сокращений и т. д., др.;
  • нежелательным в характеристике, как и в целом в официально-деловом стиле, является использование личных местоимений.

Приведём примеры уместных в характеристике конструкций: За время службы Перешеев А. Н. проявил себя как высококвалифицированный сотрудник в области налоговых преступлений, хорошо знающий законодательство о налогообложении.

К исполнению должностных обязанностей относится добросовестно и ответственно. Дисциплинирован. При решении сложных вопросов проявляет самостоятельность и оперативность. Демонстрирует старательность в выполнении распоряжений руководства.

Обладает организаторскими способностями, пользуется авторитетом у коллег и сотрудников смежных подразделений.

Требователен к себе и подчинённым. Умеет находить нестандартные подходы к решению задач, стоящих перед подразделением; серьёзно, вдумчиво подходит к выполняемым поручениям.

Содержательной особенностью характеристики сотрудника (работника) является максимальная объективность. Следует дать реальное, действительное, а не желаемое или идеальное представление о сотруднике (работнике). Если в процессе служебной (трудовой) деятельности сотрудника (работника) выявлены недостатки, они должны быть отражены в характеристике.

Интересно
Исследования показывают, что в качестве объективной рассматривается характеристика, в которой соотношение отрицательных и положительных качеств составляет 1:5, т. е. недостатки должны составлять 20 % от всех описываемых качеств. В случае изменения соотношения в сторону увеличения негативных качеств характеристика становится отрицательной и, напротив, вызывает сомнения в объективности, если положительных становится больше.

При описании недостатков сотрудника (работника) (в той же последовательности, что и положительных качеств), необходимо быть корректным и избегать открыто выражаемых негативных оценок.

Отрицательные качества рекомендуется соотносить с достоинствами или преуменьшать их значимость путём вынесения на первый план более важных положительных качеств, например: Слабая дисциплинированность, проявляющаяся в незначительных опозданиях на работу, компенсируется большой ответственностью, настойчивостью в решении поставленных задач, высоким качеством подготовленных документов. Для выполнения должностных поручений по собственной инициативе остаётся на службе после окончания рабочего дня.

В конце характеристики указывается, для каких целей составлен данный документ. Если известно конкретное предназначение характеристики, в ней указываются непосредственно соответствующие сведения, например: Характеристика выдана для предъявления в районный суд Кировского административного округа г. Энска. Если характеристика составлена для предъявления в разные учреждения, возможна следующая запись: Характеристика выдана для предъявления по месту требования.

Если дата составления характеристики не указывалась в заголовочной части, её можно указать в этом информационном блоке, например: Настоящая характеристика составлена 14 января 2020 года и выдана для предъявления по месту требования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)