Характеристика предпринимательской сети

Предпринимательская сеть (ПС) представляет собой разновидность экономической сети, участниками которой являются самостоятельные производственные (промышленные, сельскохозяйственные и др.) и коммерческие (торговые и посреднические) субъекты предпринимательской деятельности.

Их объединение позволяет решать основные вопросы в процессе создания, производства, продвижения и продажи товаров и услуг на рынке. Главной целью формирования ПС является достижение максимально возможной экономической эффективности на основе рационального использования ресурсов объединившихся предпринимательских структур и снижения транзакционных издержек.

ПС как форма организации хозяйственной деятельности базируется на глобальной электронной среде (например, сети Интернет) с преобладанием в качестве важнейших факторов производства знаний и информации, а также на управлении спросом и предложением на рынке.

Под сетевой организацией понимается такой тип организации, который свободно связывает в сети (группы) равноправных и независимых хозяйственных партнеров.

Источниками, обеспечивающими максимально возможную эффективную работу предпринимательской сети, являются:

  • самостоятельность деятельности каждого участника сети при сохранении ее единства, что позволяет рационально использовать разные источники ресурсов, расположенные в различных звеньях цепи от производства до продажи товаров, и существенно сократить транзакционные издержки, возникающие в процессе заключения и исполнения договоров;
  • организационная структура управления, основанная на партнерских отношениях между участниками сети, что позволяет формировать такое равновесие, в котором улучшение положения одного участника не ухудшает положения остальных;
  • плоская (горизонтальная) форма организации управления сетью, открытая структура, что обеспечивает экономической сети динамичность в управляемость.

Кроме партнерского контракта, плоской организационной структуры управления в ПС внимание уделяется созданию внутреннего конкурентного рынка, обеспечению права каждого участника иметь свободный доступ к внешней среде.

Особенности ПС, общие принципы ее формирования и управления, преимущества этой формы организации бизнеса, ее мобильность, гибкость и эффективность могут быть соответствующим образом классифицированы. Представленная в табл. 4.1 классификация учитывает многообразие внешних условий, весь спектр действий внутри сети и результаты совместных хозяйственных действий.

Кроме того, по признаку отношений между участниками выделяют пять типов сетей: поставщиков; производителей; потребителей; организованные по стандартам; сети, построенные на основе технологической кооперации.

Преимущества сетевой организации предпринимательства проявляются на каждом уровне управления ПС, поскольку при этой форме организации:

  • стратегический уровень ориентирован на новые идеи интегрирования потенциала сети;
  • структурный уровень обеспечивает равноправное сотрудничество предприятий в использовании факторов производства;
  • организационный уровень ориентирован на построение отношений и связей, основанных на совместных идеях, компетентности и партнерстве, участников сетевой организации;
  • технологический уровень характеризует бизнес-процессы, технологию и процессы создания товара или услуги.

Сетевая форма является важным этапом в решении возникающих проблем в рыночной экономике совместными усилиями. Для каждого участника сетевой организации цель находится во внешней среде, которой прежде всего является сама сеть, а для сетевой организации — внутри, и это — решение проблем участников, входящих в сетевую организацию.

В мировой практике сформировались две модели ПС.

Первая модель — вокруг холдинга собираются фирмы меньшего размера. Им поручают выполнение различных специальных задач хозяйственной деятельности холдинга. Фирмы в свою очередь могут иметь собственные подразделения, необходимые для производства, требующие высокой степени специализации. Сеть является иерархической, и крупное предприятие занимает доминирующее положение в деловых операциях. Малые предприятия, оставаясь юридически независимыми, попадают в технологическую зависимость от более мощного партнера. Преимущества крупного предприятия позволяют ему осуществлять контроль не за счет участия в капитале, а через рыночный механизм, выступая в роли заказчика. Таким образом крупное предприятие или холдинг подбирает партнеров на добровольной основе, отличающихся большой гибкостью, готовностью адаптироваться к меняющимся условиям, высоким инновационным потенциалом.

Вторая модель представляет собой совокупности (сети) близких по размеру, самостоятельных предприятий, которые поддерживают хозяйственные связи друг с другом. Подобное содружество, действующее часто в пределах одного региона, отрасли или вида деятельности, повышает конкурентоспособность производимой продукции. Постоянство связей, которыми управляют несколько ключевых фирм, стимулирует инновационный и коммерческий процессы, упрощает управленческие задачи мелких и средних предприятий, являющих членами сети.

Перевод бизнеса на сетевую организационно-управленческую форму требует системного использования следующих приемов: переосмысление концепции фирмы с коррективами стратегических приоритетов; реинжиниринг механизма управления предприятиями сети; структурная перестройка.

В зоне пересечения трех указанных приемов следует искать решения, обеспечивающие эффективность ПС и входящих в ее структуру предпринимательских организаций.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)