Экономическая роль малого предпринимательства
Значительное число предпринимателей в России, как и во всем мире, находит себя в сфере малого бизнеса.
Бизнес большинства предпринимателей вначале является малым. Зачастую он таковым и остается, что далеко не всегда свидетельствует о неудаче. Для многих областей деятельности наиболее экономически обоснованными являются именно малые предприятия. К таким областям относятся торговля, грузоперевозки, производство сельскохозяйственной и пищевой продукции, фармацевтика и др.
Достаточно представить, например, сколько людей в России занимается мелкой розничной торговлей. Однако в сравнении с другими странами в России малое предпринимательство развито слабо. Совокупный вклад российского малого бизнеса в экономику не превышает 12% ВВП, в то время как в большинстве развитых стран эта цифра в несколько раз выше (табл. 3.1).
Малое предпринимательство связывают с объемом деятельности, численностью работающих на предприятии, а также финансовым оборотом. Именно исходя из этих критериев различают малый, средний и крупный бизнес. В разных странах мира эти критерии будут различными. Чаще всего используют следующее деление предприятий по числу занятых: крупное — более 500 человек; среднее — от 100 до 500 человек; малое — до 100 человек.
Распределение малых предприятий по отраслям в экономике России выглядит следующим образом (%):
- торговля и массовое питание — 48,0;
- промышленность — 14,8;
- строительство — 14,5;
- коммерческая деятельность — 4,1;
- наука и научное обслуживание — 3,4;
- транспорт — 2,2;
- операции с недвижимым имуществом — 1,7;
- сельское хозяйство — 1,6;
- образование — 0,6;
- жилищно-коммунальное хозяйство — 0,6;
- связь — 0,4;
- другие отрасли — 7,1.
Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (от 8 июня 1995 г. № 88-ФЗ) установлено, что к субъектам малого предпринимательства относятся малые предприятия, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Малыми предприятиями считаются коммерческие организации, отвечающие следующим условиям:
- доля участия Российской Федерации, субъектов Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных организаций в уставном капитале не превышает 25%;
- доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;
- средняя численность работников не должна превышать следующие предельные уровни по отраслям (человек):
- в промышленности, строительстве и на транспорте — 100; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30;
- в оптовой торговле и других видах деятельности — 50.
Преимуществами малого предпринимательства являются: способность работать на специализированных рынках. Мелкие предприятия обладают большей свободой маневра и могут чаще предлагать новые товары и услуги или внедрять новые методы производства и торговли; простота управления и широкий простор для личной инициативы, характерные для малых предприятий, позволяют оперативно вносить изменения в процесс производства.
Творческое воображение и гибкость предпринимателей малого бизнеса позволяют им активно привлекать новаторов и изобретателей и успешно реагировать на требования времени, внедрять инновационные проекты, разрабатывать принципиально новую продукцию, применять прогрессивные технологии. В малом бизнесе на каждого работающего приходится большее число нововведений, чем в более крупных фирмах; создание новых рабочих мест и повышение занятости населения, в том числе вторичной занятости. Заполняя свои ниши на рынке, малый бизнес выполняет важную социальную функцию: он способствует не только повышению занятости населения, но и формирует определенный стиль жизни и мировоззрение.
Ниже приведены основные причины, по которым предприниматели терпят неудачу в малом бизнесе: неадекватное управление. Многие новички в бизнесе надеются познать тайны управления прямо «на рабочем месте».
Большинство специалистов тем не менее советуют как можно глубже изучить основы управления бизнесом перед тем, как начать дело; слабое финансовое обеспечение. Для того чтобы выжить на рынке, даже самые мелкие фирмы должны покрывать свои расходы. Слабым местом малого бизнеса являются ограниченные возможности накопления капитала. Существуют ограничения в получении кредитов. Малому бизнесу практически нет применения в отраслях, требующих больших капиталовложений; ограниченная сфера деятельности.
Им также не по средствам организовать собственную службу маркетинга и сбытовую сеть — это отражается на темпах реализации продукции. Эти и другие факторы не позволяют предприятиям малого бизнеса конкурировать с крупными в требующих значительных инвестиций отраслях.
- Социальная ответственность бизнеса
- Власть и подчинение
- Этическая роль предпринимателей и менеджеров в организации
- Мораль и этика
- Типовые изменения баланса под влиянием хозяйственных операций
- Документальное оформление хозяйственных операций
- Метод бухгалтерского учета
- Предмет бухгалтерского учета
- Характеристика бухгалтерского учета
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу