Экономическая роль малого предпринимательства

Одним из признаков развития рыночной экономики является уровень участия в ней малого предпринимательства.

Значительное число предпринимателей в России, как и во всем мире, находит себя в сфере малого бизнеса.

Бизнес большинства предпринимателей вначале является малым. Зачастую он таковым и остается, что далеко не всегда свидетельствует о неудаче. Для многих областей деятельности наиболее экономически обоснованными являются именно малые предприятия. К таким областям относятся торговля, грузоперевозки, производство сельскохозяйственной и пищевой продукции, фармацевтика и др.

Достаточно представить, например, сколько людей в России занимается мелкой розничной торговлей. Однако в сравнении с другими странами в России малое предпринимательство развито слабо. Совокупный вклад российского малого бизнеса в экономику не превышает 12% ВВП, в то время как в большинстве развитых стран эта цифра в несколько раз выше (табл. 3.1).

Малое предпринимательство связывают с объемом деятельности, численностью работающих на предприятии, а также финансовым оборотом. Именно исходя из этих критериев различают малый, средний и крупный бизнес. В разных странах мира эти критерии будут различными. Чаще всего используют следующее деление предприятий по числу занятых: крупное — более 500 человек; среднее — от 100 до 500 человек; малое — до 100 человек.

Распределение малых предприятий по отраслям в экономике России выглядит следующим образом (%):

  • торговля и массовое питание — 48,0;
  • промышленность — 14,8;
  • строительство — 14,5;
  • коммерческая деятельность — 4,1;
  • наука и научное обслуживание — 3,4;
  • транспорт — 2,2;
  • операции с недвижимым имуществом — 1,7;
  • сельское хозяйство — 1,6;
  • образование — 0,6;
  • жилищно-коммунальное хозяйство — 0,6;
  • связь — 0,4;
  • другие отрасли — 7,1.

Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (от 8 июня 1995 г. № 88-ФЗ) установлено, что к субъектам малого предпринимательства относятся малые предприятия, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Малыми предприятиями считаются коммерческие организации, отвечающие следующим условиям:

  • доля участия Российской Федерации, субъектов Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных организаций в уставном капитале не превышает 25%;
  • доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;
  • средняя численность работников не должна превышать следующие предельные уровни по отраслям (человек):
  • в промышленности, строительстве и на транспорте — 100; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30;
  • в оптовой торговле и других видах деятельности — 50.

Преимуществами малого предпринимательства являются: способность работать на специализированных рынках. Мелкие предприятия обладают большей свободой маневра и могут чаще предлагать новые товары и услуги или внедрять новые методы производства и торговли; простота управления и широкий простор для личной инициативы, характерные для малых предприятий, позволяют оперативно вносить изменения в процесс производства.

В большинстве случаев предприниматели могут быстро увеличивать выпуск или снимать с производства отдельные категории товаров, изменять время работы или ценовую стратегию; возможность проявления творческой инициативы и проведения гибкой научно-технической политики.

Творческое воображение и гибкость предпринимателей малого бизнеса позволяют им активно привлекать новаторов и изобретателей и успешно реагировать на требования времени, внедрять инновационные проекты, разрабатывать принципиально новую продукцию, применять прогрессивные технологии. В малом бизнесе на каждого работающего приходится большее число нововведений, чем в более крупных фирмах; создание новых рабочих мест и повышение занятости населения, в том числе вторичной занятости. Заполняя свои ниши на рынке, малый бизнес выполняет важную социальную функцию: он способствует не только повышению занятости населения, но и формирует определенный стиль жизни и мировоззрение.

В то же время в рыночной экономике существуют факторы, ограничивающие малое предпринимательство. Большая часть мелких компаний терпит крах в течение года после основания. В малом бизнесе уровень и частота банкротств выше, чем в крупных фирмах.

Ниже приведены основные причины, по которым предприниматели терпят неудачу в малом бизнесе: неадекватное управление. Многие новички в бизнесе надеются познать тайны управления прямо «на рабочем месте».

Большинство специалистов тем не менее советуют как можно глубже изучить основы управления бизнесом перед тем, как начать дело; слабое финансовое обеспечение. Для того чтобы выжить на рынке, даже самые мелкие фирмы должны покрывать свои расходы. Слабым местом малого бизнеса являются ограниченные возможности накопления капитала. Существуют ограничения в получении кредитов. Малому бизнесу практически нет применения в отраслях, требующих больших капиталовложений; ограниченная сфера деятельности.

Интересно
Относительно малые масштабы производства и ограниченные ресурсы делают малые предприятия уязвимыми в конкурентоспособности. У малых предприятий нет возможностей закупать сырье со значительными оптовыми скидками, так как закупки ограничены малыми масштабами производства.

Им также не по средствам организовать собственную службу маркетинга и сбытовую сеть — это отражается на темпах реализации продукции. Эти и другие факторы не позволяют предприятиям малого бизнеса конкурировать с крупными в требующих значительных инвестиций отраслях.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)