Характеристика перспективных планов

Перспективные планы в организации разрабатываются на период свыше одного года. Часто они бывают рассчитанными на период до 5 лет.

Однако решение многих крупных проблем, отражающих стратегию организации, в это «прокрустово ложе» не укладывается, и приходится составлять долгосрочные планы в виде набора целей, комплексных программ, срок действия которых достигает десяти, а порой и более лет. Хотя, скажем прямо, к нашей экономике это, к сожалению, не относится.

Обозначенные в них в общих чертах качественно сформулированные положения развиваются и конкретизируются в среднесрочных планах.

При этом используют количественные, в том числе финансовые показатели, которые привязываются к конкретным срокам исполнения. Обычно такие планы имеют форму комплексных программ, бюджетов.

В рамках перспективного планирования создаются планы разработки новых продуктов, снижения издержек, инноваций; слияний и поглощений, маркетинга, разработки и освоения новой продукции, инвестиционные, развития системы управления, социального развития, финансовый план, план по труду.

Традиционные долгосрочные и среднесрочные планы основываются на экстраполяции существующих тенденций, исходят из неизменности внешнего окружения организации и ориентируются на мобилизацию имеющихся ресурсов и наращивание ее потенциала.

В них на основе стандартных процедур происходит обоснование последовательных шагов, которые необходимо предпринять в будущем для достижения целей организации, прежде всего для получения заданного объема продукции, прибыли и т. п.

В качестве предпосылок появления стратегического планирования, можно назвать следующие:

  • стремительные изменения во внешней среде организации, вызванные к жизни современным этапом НТР, и приводящие к безграничному росту возможностей производства, дифференциации потребностей, резкому усилению конкуренции за ресурсы и рынки сбыта;
  • интернационализация и глобализация деловой жизни, широкая доступность научно-технической и экономической информации и стремительное нарастание ее объема;
  • принципиальное изменение роли человека в производстве, решающим фактором которого становятся его творческие возможности, предприимчивость и активность.

Эти и другие обстоятельства обусловливают непредсказуемость развития окружения организации и неопределенность даже сравнительно близкого будущего.

Способом частичного ослабления или преодоления этой неопределенности и является составление стратегических планов, Стратегические планы отражают сегодняшние шаги, направленные на формирование условий перспективной выживаемости организации.

Сегодня все больше преобладает мнение, что речь должна идти не о пассивном приспособлении к изменениям в ее окружении, а активном формировании данного окружения. Понятно, что это могут себе позволить только крупные фирмы.

Интересно
Основу стратегического планирования составляет глубокий анализ существующих тенденций, угроз и возможностей во внешнем окружении организации, всесторонний прогноз его будущего состояния, прежде всего, научно-технического прогресса и рынков.

Все это позволяет сформулировать совокупность перспективных целей и стратегий в различных сферах деятельности, таких как инновации, разработка продуктов, развитие производственного и кадрового потенциала, переход на новые технологии, диверсификация, захват рынков.

Стратегии исходят, прежде всего, из возможностей, которые имеются или могут появиться во внешнем окружении организации, а не поиска и мобилизации внутренних ресурсов, что характерно для обычного перспективного планирования. Содержательным результатом их реализации должны быть крупные перемены в организации.

Составление стратегических планов происходит с помощью построения дерева целей, различного рода сценариев, разработки ситуационных моделей, экспертных оценок вариантов хозяйственного поведения.

Стандартный стратегический план включает прогнозы о тенденциях развития, характере конкуренции, об изменениях внешней среды. В нем должен присутствовать анализ сильных и слабых сторон самой организации, отражена ее миссия и важнейшие цели, общая стратегия, план создания конкурентных преимуществ.

Необходимо представить функциональные стратегии и стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств, расчет потребности в ресурсах для реализации стратегий и планов, а также оценить вероятность успеха. Следует также предложить график основных мероприятий.

План составляется от будущего к настоящему и, так как в этот момент объекты и процессы, о которых идет речь, отсутствуют или находятся в зачаточном состоянии, поэтому рассматривается в большей мере как ориентир, способ декларирования политики фирмы на предстоящий период.

В рамках стратегического планирования составляются следующие виды планов:

  1. Суммативный (главный, системный стратегический) план, который содержит сведения об основных целях организации, будущих направлениях ее деятельности, рынках сбыта, росте производства, прибыли.
  2. Функциональные планы, разрабатываемые на основе суммативного, отражают развитие отдельных, как правило, узких перспективных направлений деятельности организации и позволяют искать пути оптимизации
    использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
  3. Экономические планы организации, компании конкретизируют суммативный план применительно к крупным подразделениям в таких показателях, как прибыль, рентабельность, оборот, инвестиции, доля рынка и т.п.

В планах могут быть сформулированы направления и способы конкурентной борьбы с реальными и потенциальными соперниками, возможные последствия реализации, или наоборот отказа от реализации тех или иных стратегий.

В то же время, для претворения на практике стратегических планов еще отсутствует достаточный опыт, поэтому они рассматриваются скорее не как инструменты для реальных действий, а как способы выражения философии и идеологии организации.

Считается, что переход к стратегическому планированию неизбежен, если организация стремится выжить в современных нестабильных условиях, но он должен быть постепенным, без разрушения традиционной системы планирования, чтобы организация вообще не осталась без четких планов своего развития.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)