Характеристика перспективных планов
Перспективные планы в организации разрабатываются на период свыше одного года. Часто они бывают рассчитанными на период до 5 лет.
Однако решение многих крупных проблем, отражающих стратегию организации, в это «прокрустово ложе» не укладывается, и приходится составлять долгосрочные планы в виде набора целей, комплексных программ, срок действия которых достигает десяти, а порой и более лет. Хотя, скажем прямо, к нашей экономике это, к сожалению, не относится.
При этом используют количественные, в том числе финансовые показатели, которые привязываются к конкретным срокам исполнения. Обычно такие планы имеют форму комплексных программ, бюджетов.
В рамках перспективного планирования создаются планы разработки новых продуктов, снижения издержек, инноваций; слияний и поглощений, маркетинга, разработки и освоения новой продукции, инвестиционные, развития системы управления, социального развития, финансовый план, план по труду.
В них на основе стандартных процедур происходит обоснование последовательных шагов, которые необходимо предпринять в будущем для достижения целей организации, прежде всего для получения заданного объема продукции, прибыли и т. п.
В качестве предпосылок появления стратегического планирования, можно назвать следующие:
- стремительные изменения во внешней среде организации, вызванные к жизни современным этапом НТР, и приводящие к безграничному росту возможностей производства, дифференциации потребностей, резкому усилению конкуренции за ресурсы и рынки сбыта;
- интернационализация и глобализация деловой жизни, широкая доступность научно-технической и экономической информации и стремительное нарастание ее объема;
- принципиальное изменение роли человека в производстве, решающим фактором которого становятся его творческие возможности, предприимчивость и активность.
Эти и другие обстоятельства обусловливают непредсказуемость развития окружения организации и неопределенность даже сравнительно близкого будущего.
Способом частичного ослабления или преодоления этой неопределенности и является составление стратегических планов, Стратегические планы отражают сегодняшние шаги, направленные на формирование условий перспективной выживаемости организации.
Сегодня все больше преобладает мнение, что речь должна идти не о пассивном приспособлении к изменениям в ее окружении, а активном формировании данного окружения. Понятно, что это могут себе позволить только крупные фирмы.
Все это позволяет сформулировать совокупность перспективных целей и стратегий в различных сферах деятельности, таких как инновации, разработка продуктов, развитие производственного и кадрового потенциала, переход на новые технологии, диверсификация, захват рынков.
Стратегии исходят, прежде всего, из возможностей, которые имеются или могут появиться во внешнем окружении организации, а не поиска и мобилизации внутренних ресурсов, что характерно для обычного перспективного планирования. Содержательным результатом их реализации должны быть крупные перемены в организации.
Составление стратегических планов происходит с помощью построения дерева целей, различного рода сценариев, разработки ситуационных моделей, экспертных оценок вариантов хозяйственного поведения.
Стандартный стратегический план включает прогнозы о тенденциях развития, характере конкуренции, об изменениях внешней среды. В нем должен присутствовать анализ сильных и слабых сторон самой организации, отражена ее миссия и важнейшие цели, общая стратегия, план создания конкурентных преимуществ.Необходимо представить функциональные стратегии и стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств, расчет потребности в ресурсах для реализации стратегий и планов, а также оценить вероятность успеха. Следует также предложить график основных мероприятий.
План составляется от будущего к настоящему и, так как в этот момент объекты и процессы, о которых идет речь, отсутствуют или находятся в зачаточном состоянии, поэтому рассматривается в большей мере как ориентир, способ декларирования политики фирмы на предстоящий период.
В рамках стратегического планирования составляются следующие виды планов:
- Суммативный (главный, системный стратегический) план, который содержит сведения об основных целях организации, будущих направлениях ее деятельности, рынках сбыта, росте производства, прибыли.
- Функциональные планы, разрабатываемые на основе суммативного, отражают развитие отдельных, как правило, узких перспективных направлений деятельности организации и позволяют искать пути оптимизации
использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. - Экономические планы организации, компании конкретизируют суммативный план применительно к крупным подразделениям в таких показателях, как прибыль, рентабельность, оборот, инвестиции, доля рынка и т.п.
В планах могут быть сформулированы направления и способы конкурентной борьбы с реальными и потенциальными соперниками, возможные последствия реализации, или наоборот отказа от реализации тех или иных стратегий.
В то же время, для претворения на практике стратегических планов еще отсутствует достаточный опыт, поэтому они рассматриваются скорее не как инструменты для реальных действий, а как способы выражения философии и идеологии организации.
Считается, что переход к стратегическому планированию неизбежен, если организация стремится выжить в современных нестабильных условиях, но он должен быть постепенным, без разрушения традиционной системы планирования, чтобы организация вообще не осталась без четких планов своего развития.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу