Характеристика отдельных форм воспитательной работы с осужденными в ИУ

Воспитательная работа проводится в форме воспитательных мероприятий.

К основным в практике деятельности службы исправительного процесса ИУ республики относятся: лекция, беседа с коллективом, тематическая дискуссия (диспут), собрание, собеседование с осужденным в коллективе, викторина, аттестация осужденных, индивидуальная беседа с осужденным воспитателя, культурно-массовые и физкультурно-спортивные мероприятия, индивидуальное соревнование, а также соревнования между отрядами осужденных (бригадами и звеньями), видео-, радиопередачи по внутренней видео-, радиосети, стенная печать, просмотр тематических телепередач.

Лекция имеет целью расширение представлений и знаний осужденных и формирование на их основе социально значимых взглядов и убеждений.

Лекции читаются, как правило, перед отрядом или группой отрядов по правовым, экономическим, политическим, этическим, психологическим и другим темам наиболее подготовленными сотрудниками либо приглашенными специалистами, научными и педагогическими работниками. Лекции должны быть присущи тематическая завершенность, логическая стройность и последовательность изложения материала.

В лекции выделяются и последовательно раскрываются главные вопросы, делаются выводы

Беседа с отрядом, первичным коллективом осужденных или группой осужденных должна иметь просветительные и формирующие задачи и предусматривать расширение знаний и представлений осужденных, формирование у них добросовестного отношения к нормам поведения, труду и иным видам полезной деятельности, правильного отношения к определенным явлениям социальной действительности, оказание позитивного воздействия на межличностные отношения и эмоциональный настрой осужденных. При проведении беседы информация излагается в стиле свободного рассказа, используются элементы диалога и приводятся жизненные примеры.

В процессе формирующей беседы разъяснение и аргументированное убеждение сочетаются с методом внушения. Беседа должна заканчиваться обобщением, выводами, оценочными суждениями, рекомендациями либо педагогическими требованиями.

Интересно
Собрание имеет целью формирование установок на правопослушное поведение, положительное отношение к труду, учебе, а также моральное стимулирование полезной активности осужденных, оказание воспитательного воздействия на отдельных осужденных, формирование нравственно здорового социально-психологического климата.

Собрания проводятся сотрудником ИУ с отрядом, первичными коллективами осужденных, членами самодеятельных организаций (отдельными секциями), группами отрядов, всеми осужденными ИУ либо представителями отрядов.

К участию в проведении собрания могут привлекаться представители самодеятельных организаций осужденных. На собраниях обсуждаются вопросы трудовой деятельности, организации быта и досуга, обеспечения правопорядка и дисциплины, проводятся избрание совета отряда ИУ, совета ИУ, отчеты совета отряда ИУ (совета ИУ), обсуждаются поведение и проступки отдельных осужденных и другие вопросы.

Проводятся также собрания-ритуалы досрочного освобождения осужденных, собрания-встречи с руководством ИУ, представителями правоохранительных и других государственных органов для информирования осужденных и ответов на их вопросы, собрания в форме дней отрядов с приглашением близких родственников осужденных. В ВК периодически проводятся собрания осужденных с приглашением их родителей и при необходимости – родительские собрания.

Тематическая дискуссия (диспут) имеет целью формирование и коррекцию жизненно значимых взглядов и убеждений, развитие нравственно-правового мышления и навыков культурного общения осужденных.

При проведении дискуссии на обсуждение выносятся проблемные вопросы. Сотрудник, ведущий дискуссию, педагогическими приемами стимулирует включение в их обсуждение осужденных, высказывание ими личных точек зрения и аргументов, задает уточняющие вопросы для раскрытия сути и смысла высказываемых точек зрения, комментирует их и тем самым способствует формированию и закреплению позитивных взглядов и убеждений.

Тематическая дискуссия может проводиться с предварительным определением ее основных участников либо со свободным включе­нием в нее всех присутствующих

К участию в дискуссиях целесообразно привлекать членов совета воспитателей, шефов, представителей творческих профессий. Тематическая дискуссия проводится, как правило, с аудиторией отряда. Возможно проведение дискуссии с аудиторией нескольких отрядов при определении круга активных участников дискуссии с использованием современной аудио-, видео- и другой техники.

В настоящее время практически в каждом ИУ республики на плановой основе проводятся диспуты с осужденными.

Так, например, в ИК-4 Гомеля в начале 2000-х гг. был организован дискуссионный клуб «Выбор», созданный по инициативе совета колонии. Согласно утвержденному заместителем начальника учреждения, обеспечивающего воспитательную работу с осужденными, плану работы клуба и тематики, отражающей цель создания клуба, заседания проводились не менее одного раза в месяц.

Председателем клуба являлся старший инспектор по воспитательной работе со спецконтингентом, согласно плану руководил дискуссией сотрудник, ответственный за это мероприятие. На заседание дискуссионного клуба приглашались осужденные, которые через «свободный микрофон» имели возможность выразить свое отношение к рассматриваемым вопросам, согласие или несогласие.

Собеседование с осужденным в коллективе, например на заседании совета воспитателей, совета отряда, собрании отряда, бригады, отделения, имеет целью формирование или изменение взглядов и убеждений, определяющих поведение, отношение к труду, учебе, и других социальных установок личности.

Интересно
Собеседование может проводиться по поводу конкретного проступка осужденного, в связи с конфликтной ситуацией либо в связи с постоянным отрицательным поведением и уклонением от выполнения своих обязанностей. В этом случае при собеседовании выявляются мотивы отрицательного поведения, обстоятельства, побуждающие к нему, объясняются отрицательный смысл и последствия неправильного поведения, даются рекомендации, способствующие формированию положительных намерений.

Собеседование с осужденным на заседании совета воспитателей отряда проводится также в связи с рассмотрением его письменного обязательства о правопослушном поведении, проведением аттестации, вынесением ходатайства о переводе осужденного в ПКТ или запираемое помещение и другим вопросам.

С осужденными, прибывшими в отряд, собеседование проводится на заседании совета воспитателей отряда, совета отряда или в первичном коллективе осужденных. В ходе собеседования осужденному разъясняются требования к поведению, традиции, сложившиеся в коллективе, даются рекомендации.

Викторина проводится в целях развития познавательных интересов осужденных, повышения их уровня культуры, положительного влияния на эмоциональный настрой и социально-психологический климат.

Проведение викторины возможно в форме личного участия присутствующих в ответах на вопросы либо участия команд осужденных отрядов, бригад, отделений. Викторины могут проводиться в несколько этапов.

Тематика вопросов викторины ориентируется на знание истории, литературы, произведений искусства, этических и правовых норм, психологии и т. д. Викторины как состязания в знаниях могут сочетаться с конкурсами художественных, физических способностей.

Аттестация осужденного к лишению свободы представляет собой процедуру определения администрацией ИУ соответствия поведения осужденного критериям, предусмотренным ч. 3–5 ст. 116 УИК Республики Беларусь, и установления степени исправления осужденного.

Индивидуальная беседа с осужденным сотрудника как воспитателя может иметь ряд педагогических целей. К основным из них относятся:

  1. Изучение личности, образа жизни осужденного, отношения к основным средствам исправления, жизненных планов и другого – познавательная беседа.
  2. Разъяснение осужденному его правового положения, требований к поведению, традиций и обычаев в отряде и бригаде, правильной позиции в отношениях с осужденными и представителями администрации ИУ – адаптирующая беседа.
  3. Формирование (коррекция) мотивов поведения, убеждений и жизненных планов, позиции в межличностных отношениях и других качеств личности – формирующая беседа.
  4. Разбор допущенного осужденным правонарушения для установления его мотивов, причин, обстоятельств, уровня осознания осужденным своей вины и формирование решимости не допускать нарушения впредь – беседа по разбору допущенного нарушения. При фиксации данной беседы в тетради (в ВК – в дневнике) индивидуальной воспитательной работы с осужденным отражаются характер и время допущенного правонарушения, его мотивы, отношение к допущенному правонарушению, наличие решимости впредь соблюдать установленный порядок отбывания наказания.
  5. Вовлечение в различные виды полезной деятельности, склонение к возможной явке с повинной, досрочному погашению иска, воспитание добросовестного отношения к принудительному лечению от хронического алкоголизма, наркомании или токсикомании, обязанности возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, – беседа, мотивирующая полезную активность.

Индивидуальные беседы, имеющие познавательные и адаптирующие цели, проводит начальник отряда по прибытии осужденного в отряд по возможности безотлагательно. Формирующие беседы и беседы, мотивирующие полезную активность, проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. С осужденными, состоящими на профилактическом учете ИУ, данные беседы сотрудником, закрепленным за осужденным для проведения с ним индивидуально-профилактической работы, а также с несовершеннолетними в ВК воспитателем проводятся не реже одного раза в месяц.

Индивидуальные беседы с осужденными в период их содержания в карантинном помещении проводит начальник отряда, закрепленный за карантином, и другие сотрудники. Индивидуальная беседа с осужденным, освобождающимся по окончании срока наказания, проводится с целью выяснения намерений, установок и жизненных планов не позднее, чем за месяц перед освобождением из ИУ.

Индивидуальные беседы с осужденными, водворенными в штрафной, дисциплинарный изолятор, проводятся не реже одного раза в период отбывания дисциплинарного взыскания. Индивидуальные беседы с осужденными, переведенными в ПКТ, одиночные камеры, проводятся не реже одного раза в месяц.

Содержание проводимых индивидуальных воспитательных бесед и их восприятие осужденным кратко отражаются в тетрадях (в ВК – в дневниках) индивидуальной воспитательной работы в хронологическом порядке.

Интересно
Культурно-массовые мероприятия проводятся в целях повышения культурного уровня осужденных, формирования положительных интересов и установок, связанных с проведением досуга, расширения сферы полезной деятельности, положительного влияния на эмоционально-психологический климат.

К культурно-массовым мероприятиям относятся концерты, театральные постановки, встречи с деятелями искусства и культуры, музыкальные и литературные программы, конкурсы художественной самодеятельности, поэтического творчества, сатирических сочинений, выставки изделий художественного промысла и рисунков, состязания команд КВН, информационные и культурно-художественные программы, подготовленные советом ИУ или советом отряда, культурно-массовые праздничные программы.

Культурно-массовые мероприятия проводятся, как правило, в пределах ИУ. Их подготовка предварительно планируется с назначением ответственных за проведение из числа сотрудников и членов самодеятельных организаций. На культурно-массовые праздничные программы могут приглашаться близкие родственники осужденных.

В настоящее время культурно-массовая работа с осужденными в ИУ республики осуществляется систематически на плановой основе, внедряются новые ее формы

Физкультурно-спортивные мероприятия имеют целью оказание положительного влияния на физическое, эмоционально-психологи­ческое состояние осужденных, формирование положительных интересов и установок, связанных с ведением здорового образа жизни.

К физкультурно-спортивным мероприятиям относятся спортивные игры, проводимые по графику на спортивной площадке ИУ, и соревнования по игровым видам спорта – волейболу, баскетболу, футболу, турниры по настольному теннису, шахматам, шашкам, состязания по выполнению отдельных гимнастических упражнений на перекладине и брусьях, отдельным легкоатлетическим видам спорта (бегу на короткие дистанции, прыжкам, перетягиванию каната и другим).

В весенне-летний период в ИУ, как правило, организовывается спартакиада, в программу которой включаются не только перечисленные выше виды спортивных соревнований, но и другие виды.

В выходные и праздничные дни могут организовываться спортивно-игровые программы.

Соревнование проводится между отрядами, бригадами (звеньями), отделениями в отрядах, индивидуальное в первичных коллективах за достижение лучших результатов в труде, учебе и иных видах полезной деятельности, а также в целях стимулирования соблюдения установленного порядка отбывания наказания. Соревнование проводится в соответствии с положением, утверждаемым начальником ИУ. Его результаты подводятся на собраниях, освещаются на стендах, в стенной печати, радиоинформации.

Во всех ИУ спортивным состязаниям уделяется особое место в исправительном процессе. В воспитательных колониях физическое развитие воспитанников является одной из основных задач исправительного процесса, поэтому физподготовка является ежедневной и обязательной.

Радио-, видеопередачи по внутренней радио-, видеосети ИУ являются средством воспитательного воздействия на осужденных и информационного обеспечения управления их поведением. Радио-, видеопередачи готовятся сотрудниками отдела исправительного процесса ИУ, отдела воспитательной работы со спецконтингентом в СИЗО. К подготовке радио-, видеопередач могут привлекаться осужденные.

В радио-, видеопередачах освещаются текущие результаты трудовой деятельности коллективов отрядов и бригад, итоги проверок уровня санитарного состояния, смотров внешнего вида и других контрольных мероприятий, приводятся примеры полезной активности осужденных, а также информация критического характера, даются разъяснения по вопросам порядка и условий исполнения и отбывания наказания, обязанностям и правам осужденных и другим вопросам, вызывающим повышенный интерес, передаются интервью, обращения к осужденным руководителей и сотрудников ИУ, представителей государственных органов, общественных организаций, родственников осужденных, даются рекомендации медицинских работников, психологов, работников тыловой службы, передается информация, стимулирующая интерес к планируемым и проводимым воспитательным, культурно-массовым и физкультурно-спортивным мероприятиям.

Стенная печать выпускается в виде стенных газет отрядов и газеты ИУ, а также информационных листов, фотогазет, сатирических газет.

Стенным газетам могут присваиваться постоянные названия

Редактором стенной газеты ИУ является заместитель начальника ИУ, обеспечивающий организацию воспитательной работы с осужденными (далее – заместитель начальника по ВР), или начальник отдела исправительного процесса, стенгазеты отряда – начальник отряда. Для выпуска стенных газет совет ИУ и советы отрядов формируют редколлегии.

В стенных газетах освещаются вопросы жизнедеятельности осужденных, работы самодеятельных организаций, положительные примеры труда, учебы и других полезных дел, дается критика нарушителей дисциплины, недобросовестного отношения к труду и других отрицательных явлений. Стенгазеты выпускаются ежемесячно.

Просмотр телепередач осуществляется осужденными по их желанию во время, свободное от работы, учебы, воспитательных мероприятий, проверок и других обязательных по распорядку дня мероприятий.

Просмотр определенной телепередачи с ее обсуждением может организовываться в обязательном порядке как воспитательное мероприятие.

В качестве примера следует рассмотреть методику проведения «Дня отряда» и подготовки и трансляции радиопередач.

Методика проведения Дня отряда.

Одной из наиболее важных коллективных форм воспитательной работы с осужденными является День отряда (для ВК – Родительский день).

Проведение данного воспитательного мероприятия преследует следующие цели:

  • стимулирование правопослушного поведения осужденных;
  • поддержание, а также восстановление социально полезных связей с родственниками;
  • использование возможностей родственников для позитивного влияния на поведение осужденных, формирования семейных ценностей, нравственных начал личности;
  • создание положительного имиджа работы учреждения и уголовно-исполнительной системы в целом.

День отряда проводится в соответствии с планом основных организационных мероприятий ИУ на полугодие. Периодичность проведения, как правило, один раз в квартал. Воспитательное мероприятие проводится для коллективов отрядов, занявших призовые места по итогам соревнования за квартал между отрядами или по графику.

Выделяют следующие этапы проведения Дня отряда.

Подготовительный этап. Начинается за один-два месяца до даты проведения мероприятия. В это время определяется круг лиц (близких родственников), приглашаемых для участия в воспитательном мероприятии. При этом учитывается поведение осужденного, изучается возможность оказания положительного влияния родственников на его поведение.

Список родственников согласовывается с оперативно-режимной службой ИУ и утверждается заместителем начальника ИУ по ВР. На основании утвержденного списка начальник отряда направляет приглашения родственникам (прил. 4) для участия в воспитательном мероприятии. В это же время готовится и утверждается приказ о проведении Дня отряда, план его проведения (прил. 5), сценарий концертной программы.

В помещениях отрядов и на закрепленной территории проводятся текущие ремонты и эстетическое благоустройство. За день до проведения мероприятия и непосредственно перед его началом осуществляются: подготовка помещения для досмотра передач и пропуска родственников; оборудование места для регистрации родственников осужденных; вводный инструктаж сотрудников, привлекаемых к организации и проведению мероприятия.

Проведение мероприятия.

Время на проведение воспитательного мероприятия не должно превышать 6 ч. К его проведению привлекаются сотрудники всех служб учреждения

Воспитательное мероприятие начинается с регистрации прибывших родственников. Сотрудники оперативно-режимного отдела проводят инструктаж о правилах их поведения на территории ИУ, доводятся требования, запрещающие пронос в учреждение и передачу осужденным предметов и материальных ценностей. Организуется досмотр и пропуск родственников осужденных на территорию колонии.

Во время проведения воспитательного мероприятия используются следующие формы:

  • наглядная агитация;
  • беседа руководства колонии с родственниками и осужденными;
  • ответы на заданные вопросы;
  • подведение итогов индивидуального соревнования осужденных, их поощрение;
  • показ фрагментов видеофильмов, подготовленных на базе учреждения (например, на тему «Как мы отдыхаем», «Зона. Осторожно дети», «Они освободились досрочно»);
  • экскурсия по территории колонии с посещением жилых помещений отряда, производственных и коммунально-бытовых объектов, помещений для отправления религиозных обрядов;
  • концерт художественной самодеятельности.

Заранее изготавливаются и размещаются на территории колонии, в помещениях, где будут проходить запланированные мероприятия, стенгазеты, фотогазеты с информацией о трудовой деятельности, быте и досуге осужденных, стенды с информацией об истории учреждения.

Беседа руководства колонии с родственниками и осужденными с ответами на заданные вопросы является наиболее важной частью Дня отряда. Беседа проводится в процессе экскурсии по колонии, при посещении производственных, коммунально-бытовых объектов сотрудниками, ответственными за организацию работы этих объектов, и носит информационно-познавательный характер об их назначении, условиях и порядке работы.

На совместном собрании администрации колонии с родственниками и осужденными, которое проводится в клубе колонии или в комнате воспитательной работы отряда, руководство ИУ доводит информацию о порядке и условиях отбытия наказания, досрочном освобождении из мест лишения свободы, о поведении осужденных и проявленной ими полезной инициативы, отношении к труду, учебе (для ВК), причинах совершения противоправных действий и т. д.

При проведении беседы целесообразно использовать кино-, видеоматериалы, иллюстрирующие излагаемую информацию, а также поощрение отличившихся осужденных.

Концерт художественной самодеятельности осужденных включает, как правило, не более пяти номеров в исполнении осужденных отряда. Желательно, чтобы номера художественной самодеятельности были созданы самими осужденными (например, стихотворение или песня собственного сочинения).

В заключительной части руководство колонии совместно с родственниками осужденных подводит итоги воспитательного мероприятия, дает ответы на возникшие вопросы, выслушивает пожелания родственников по улучшению качества проведенного мероприятия.

Психологи учреждения могут провести анонимное анкетирование родственников по изучению мнения о работе сотрудников колонии, ИУ (ВК) и УИС в целом. По желанию осужденных и родственников с оплатой из их средств организуется фотосъемка.

В сопровождении сотрудников родственники осужденных выводятся за территорию колонии.

Интересно
Подведение итогов. Проводит начальник ИУ (ВК) или его заместитель по ВР с сотрудниками, задействованными для проведения мероприятия. Дается оценка действий сотрудников, осуществляется методический разбор организации и проведения воспитательного мероприятия.

Методические рекомендации по проведению радиопередач. Постоянно возрастающие требования к деятельности ИУ обязывают сотрудников повышать уровень информационного воздействия на осужденных. При организации исправительного процесса важное место занимает информирование путем проведения радиопередач по локальной радиосети учреждения.

Содержание радиопередач (радиогазет) должно быть актуальным, конкретным, четким, не содержать двусмысленности, соответствовать правовым, моральным, эстетическим нормам, периодически обновляться, так как от этого зависит их восприятие.

Необходимая радиоаппаратура должна располагаться в изолированном помещении с ограниченным доступом осужденных. Целесообразно дверь оборудовать смотровым глазком.

В учреждении на каждый месяц составляется график проведения радиопередач с осужденными с указанием даты, темы и ответственного за подготовку и проведение. График согласуется с заместителем начальника колонии по ВР и утверждается начальником учреждения.

Составляется в двух экземплярах: один хранится в помещении радиоузла, второй – у старшего инструктора (инструктора) по ВР, который организует и контролирует надлежащую работу радиоузла. Целесообразно завести журнал, где будет производиться учет проведенных радиопередач. Журнал хранится в помещении радиоузла.

Радиопередачи выходят, как правило, два раза в неделю с учетом распорядка дня.

Ведущий (диктор) для проведения радиопередач подбирается из числа осужденных, желательно с хорошей дикцией и творческими способностями.

В каждом отряде учреждения назначаются осужденные, ответственные за сбор информации для радиогазеты (корреспонденты). Собранная информация передается в совет колонии, где она обобщается, а затем – старшему инструктору (инструктору), который анализирует полученный материл и составляет план радиопередач на месяц.

Для проведения радиопередач необходимо привлекать сотрудников всех отделов и служб учреждения, а также представителей общественных и религиозных объединений и организаций

Например, сотрудники воспитательного отдела освещают вопросы, связанные с правилами поведения осужденных, их правами и обязанностями, распорядком дня в учреждении, правилами пользования библиотекой осужденными и т. д.

Психологи учреждения проводят беседы, направленные на уменьшение напряженности, тревожности личности, используют музыкальные передачи психорегулирующего характера.

Сотрудники оперативно-режимного отдела готовят информацию на правовую тематику, разъясняют основы уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального, гражданского, трудового и иного законодательства, изменения в законодательных актах, отражают вопросы дисциплинарного характера и т. д.

Работники медицинской части акцентируют внимание на различных заболеваниях и их профилактике. Уделяют внимание вопросам личной гигиены.

Отдел тылового обеспечения доводит до спецконтингента установленные нормы питания, нормы обеспечения вещевым довольствием, знакомит с правилами техники безопасности при обращении с бытовыми электрическими приборами, пропагандирует бережливое отношение к электроэнергии и воде.

Представители специального отдела освещают вопросы, связанные с правилами подачи жалоб в различные инстанции, написания заявлений и т. д.

Сотрудники финансовой части в своих выступлениях освещают порядок отправления денежных переводов, порядок и условия хранения личных ценностей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)