Характер продуктных линий

По характеру несомых продуктных линий ритейлеры делятся на три группы:

1) специализированные,

2) линейно-ограничен-Ные,

3) общего товарного ассортимента.

Специализированный магазин (specialty store) обычно несет лишь часть единственной продукгной линии. Однако и эта часть линии Держится со значительной глубиной и разнообразием, поскольку магазин специализируется на ней.

Примером является рыбный ма­газин, магазин мужской или женской обуви или одежды, магазин тканей или часов. Специализированные магазины могут быть сете­выми или небольшими независимыми локальными магазинами.

Линейно-ограниченный магазин (limited-line store) — это мага­зин с широким ассортиментом одной продуктной линии или не­сущий немного связанных линий. Такой тип розничных операций ведется в районах с большим числом населения, способным его поддерживать.

Шведская сеть IKEA, имеющая более 150 торговых центров в 22 странах мира, несет лишь линии мебели и продуктов домашнего обихода. Такие ритейлеры обслуживают потребности людей, желающих выбирать из полных линий при покупке конк­ретных продуктов.

Магазин общего товарного ассортимента (general merchandise retailer) несет множество достаточно глубоких продуктных линий, Эта категория магазинов включает: 1) галантерейный магазин, 2) универсальный магазин, 3) массовый мерчандайзер.

Галантерейный магазин (variety store) предлагает широкий ас­сортимент низкоценовых товаров — товары для рукоделия, посу­да, белье, одежда, сумки, зонты, сувениры.

Универмаг, магазин отделений (department store) собирает под одной крышей специализированные магазины и линейно-ограни­ченные магазины.

Здесь продается мужская, женская и детская одежда, обувь и домашняя мебель, предметы домашнего обихода, украшения, электроника. Каждая продуктная линия продается в своем отделе, который обслуживают специалисты-мерчандайзерн.

Универмаг служит местом одной покупки всех товаров персональ­ного пользования и домашнего обустройства. Универмаги предл^ гают широкий спектр услуг для потребителей — записывают рас­ходы на счет клиента, делают доставку, упаковывают подарки, принимают возвращаемый товар. Эти услуги переносятся в цену товаров, поэтому в универмаге они дороже, чем в галантереи»» магазине.

Массовый мерчандайзер (mass merchandiser) отличается от ун вермага низкими ценами для известных тоговых марок, более ш рокими, но менее глубокими продуктными линиями и огра ченным сервисом. К группе массовых мерчандайзеров относя   ■ дискаунтные дома, ритейлеры цен со скидкой, супермарке   » гипермаркеты и суперцентры, ритейлеры демонстрационных лов и складов.

Дискаунтные дома (discount houses) продают товары по низким ценам и с малым набором услуг, в основном домашние приборы и приспособления, продукты питания, лекарства. Торговая наценка за счет сокращения услуг ниже на 10-25% в сравнении с конкури­рующими форматами магазинов (универмаги, специализирован­ные магазины).

Примером служат магазины сети Kmart, а в Рос­сии— сети Пятерочка и Копейка. Разновидность дискаунтного дома — складской клуб (warehouse club) — предлагает своим членам извест­ные марки товаров с большой скидкой и работает по принципу «плати и забирай» (cash-and-carry); члены клуба должны покупать клубное членство.

Еще один дискаунтер — ритейлер цен со скидкой (off-price retailer) — закупает известные марки со скидкой (избыточные или бракованные товары) и переносит скидку покупателям. В США эти магазины концентрируются в моллах (outlet malls).

Супермаркет (supermarket), или универсам, несет множество линий продуктов питания и сопутствующие товары (посуда и сред­ства ухода за домом) на торговой площади в среднем около 4 ты­сяч квадратных метров. Число товарных единиц учета — 20 тысяч. Форма торговли — самообслуживание.

Предназначен для удовлет­ворения основных потребностей домохозяйств в продуктах пита­ния. Гипермаркет (hypermarket) отличается от супермаркета боль­шим размером торговой площади — около 20 тысяч квадратных метров, более широким ассортиментом (40 тысяч наименований, или единиц учета), наличием ряда линий непродовольственных товаров (мебель, бытовые приборы, одежда) и набором дополни­тельных услуг.

Здесь есть рестораны, парикмахерские, отделения банков, пекарни. Суперцентр (supercenter) — аналог гипермарке-та, но на меньшей в два раза площади используют в американском штате Калифорния крупнейшие сети — WalMart, Kmart, Target.

Ритейлеры демонстрационного зала и склада (showroom and warehouse retailers) рассылают потребителям каталоги и продают товары по образцам, выставленным в демонстрационном зале. Цены низки за счет минимума услуг, использования недорогих складов и продаж товаров с длительным сроком хранения — мелких при­боров и приспособлений, игрушек, спортивного оборудования, сувениров, украшений.

Сетевые ритейлеры могут сочетать различные типы розничных точек, наилучшим образом отвечающие запросам потребителей Разных сегментов рынка. Так, например, WalMart имеет четыре Розничных департамента и, соответственно, типа розничных точек — Wal-Mart Supercenters, Discount Stores, Neighborhood Markets (местные торговые центры) and SAM’S CLUB warehouses (склад­ские клубы), предлагающие товары в нескольких регионах мира.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)