Характер и логика воспитательного процесса

Современный воспитательный процесс характеризуется единством целей, сотрудничеством при их достижении.

Интересно
Процесс воспитания — процесс многофакторный, комплексный, отличающийся длительностью, а также вариативностью и неопределенностью результатов.

Воспитательный процесс, как и процесс обучения, имеет двусторонний характер. Он идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю.

Если в учебном процессе двусторонность проявляется во взаимосвязи преподавания и учения, то воспитательный процесс представляет собой взаимосвязь воспитания и самовоспитания.

Самовоспитание — это процесс целенаправленного формирования требуемых качеств личности, протекающий под управлением самой личности. Самовоспитание сопутствует воспитанию и одновременно является его результатом.

Диалектика воспитательного процесса выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. Она раскрывается в его противоречиях (внутренних и внешних).

Одним из основных внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступает противоречие между возникающими у нее новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Возникающее при этом «рассогласование» побуждает человека активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания, усваивать нормы и правила, формы поведения.

Внешние противоречия проявляются между требованиями окружающего мира и возможностями личности им соответствовать. Внешние противоречия также сильно сказываются на направленности и результатах воспитательного процесса.

Весьма неблагоприятно, например, влияют противоречия между школой и семьей, противодействие со стороны семьи некоторым требованиям педагогов.

Противоречие между словом и делом нередко становится причиной многих затруднений и недостатков в воспитании; так же как и преобладание словесных методов воспитания и относительной их обособленности от практического поведения личности.

Особенно внимательно педагогам надо относиться к противоречию между внешними влияниями и внутренними стремлениями воспитанников.

Любое противоречие может стать движущей силой воспитательного процесса при следующих основных условиях:

  • противоречие должно осмысливаться как нечто важное, а его преодоление — как жизненная необходимость;
  • преодоление противоречия должно быть посильным для тех участников воспитательного процесса, которые с ним столкнулись;
  • противоречия должны преодолеваться постепенно, шаг за шагом, с опорой на предыдущий опыт.

Логика воспитательного процесса подчинена закономерностям формирования и развития личности. Она определяется тем, что формирование у человека требуемых качеств возможно лишь при определённой последовательности этапов, действий, операций, при определённом сочетании способов педагогического воздействия и взаимодействия личности с другими людьми.

Наличие у воспитательного процесса определённой логики позволяет выделить в нём некоторые системы, имеющие такую структуру, которая соответствует данной логике. Иначе говоря, логика воспитательного процесса отражается в тех или иных его системах и структурах.

Логика усвоения воспитанником нравственных норм отражается в главных стадиях воспитательного процесса, которые образуют следующую структуру:

  • осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения;
  • знания должны перейти в убеждения;
  • воспитание чувств;
  • деятельность и поведение, соответствующие требованиям общества и культурным нормам.

По целевому критерию структура воспитательного процесса состоит из задач. Эта структура имеет несколько иерархических уровней, поскольку общие и долгосрочные задачи конкретизируются в более частных.

Логика связи и зависимости между компонентами определяется структурой, которая включает:

  • проектирование;
  • организацию деятельности;
  • регулирование межличностного общения и его коррекция;
  • контроль и подведение итогов.

Логика деятельности педагога-воспитателя заключена в последовательности педагогических действий:

  • ознакомление с общими нормами и требованиями;
  • формирование отношений;
  • формирование взглядов и убеждений;
  • формирование общей направленности личности.

Задачи воспитания ставятся исходя из требований общества, из местных условий, учитывается возраст и уровень личностного развития воспитанников.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)