Характер и логика воспитательного процесса
Современный воспитательный процесс характеризуется единством целей, сотрудничеством при их достижении.
Воспитательный процесс, как и процесс обучения, имеет двусторонний характер. Он идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю.
Если в учебном процессе двусторонность проявляется во взаимосвязи преподавания и учения, то воспитательный процесс представляет собой взаимосвязь воспитания и самовоспитания.
Диалектика воспитательного процесса выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. Она раскрывается в его противоречиях (внутренних и внешних).
Одним из основных внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступает противоречие между возникающими у нее новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Возникающее при этом «рассогласование» побуждает человека активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания, усваивать нормы и правила, формы поведения.Внешние противоречия проявляются между требованиями окружающего мира и возможностями личности им соответствовать. Внешние противоречия также сильно сказываются на направленности и результатах воспитательного процесса.
Противоречие между словом и делом нередко становится причиной многих затруднений и недостатков в воспитании; так же как и преобладание словесных методов воспитания и относительной их обособленности от практического поведения личности.
Особенно внимательно педагогам надо относиться к противоречию между внешними влияниями и внутренними стремлениями воспитанников.
Любое противоречие может стать движущей силой воспитательного процесса при следующих основных условиях:
- противоречие должно осмысливаться как нечто важное, а его преодоление — как жизненная необходимость;
- преодоление противоречия должно быть посильным для тех участников воспитательного процесса, которые с ним столкнулись;
- противоречия должны преодолеваться постепенно, шаг за шагом, с опорой на предыдущий опыт.
Логика воспитательного процесса подчинена закономерностям формирования и развития личности. Она определяется тем, что формирование у человека требуемых качеств возможно лишь при определённой последовательности этапов, действий, операций, при определённом сочетании способов педагогического воздействия и взаимодействия личности с другими людьми.
Наличие у воспитательного процесса определённой логики позволяет выделить в нём некоторые системы, имеющие такую структуру, которая соответствует данной логике. Иначе говоря, логика воспитательного процесса отражается в тех или иных его системах и структурах.Логика усвоения воспитанником нравственных норм отражается в главных стадиях воспитательного процесса, которые образуют следующую структуру:
- осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения;
- знания должны перейти в убеждения;
- воспитание чувств;
- деятельность и поведение, соответствующие требованиям общества и культурным нормам.
По целевому критерию структура воспитательного процесса состоит из задач. Эта структура имеет несколько иерархических уровней, поскольку общие и долгосрочные задачи конкретизируются в более частных.
Логика связи и зависимости между компонентами определяется структурой, которая включает:
- проектирование;
- организацию деятельности;
- регулирование межличностного общения и его коррекция;
- контроль и подведение итогов.
Логика деятельности педагога-воспитателя заключена в последовательности педагогических действий:
- ознакомление с общими нормами и требованиями;
- формирование отношений;
- формирование взглядов и убеждений;
- формирование общей направленности личности.
Задачи воспитания ставятся исходя из требований общества, из местных условий, учитывается возраст и уровень личностного развития воспитанников.
- Профессиональное выгорание и его профилактика
- Психические состояния человека в трудовой деятельности
- Сущность профессионализма
- Психология труда как отрасль психологии
- Управление конфликтом
- Главная формула конфликта
- Лидерство, ролевой конфликт, социальные роли
- Основная динамика и развитие малой группы
- Формальные и неформальные малые группы
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу