Гуманистическая воспитательная система В.А. Караковского

Караковский Владимир Абрамович, член-корреспондент РАО (Российской Академии Образования), доктор педагогических наук. С 1977 г. стал директором средней школы № 825 в Москве, в которой создал оригинальную авторскую іуманйстйческую педагогическую систему.

Воспитательная система В. А Караковского ориентирована на внутренний мир учащегося и его развитие. В его школе воспитательная деятельность в учебном процессе и в социальной среде была соединена в органичное целое.

Стиль отношений взрослых и детей строился на принципах демократичности, сотрудничества, общей заинтересованности. Воспитательная система В.А Караковского в своем становлении и развитии прошла несколько этапов.

На первом этапе (1977 – 1981 гг.) была проведена диагностика педагогического и ученического коллективов, их деятельности, взаимоотношений школы с социумом.

Внедрялась и уточнялась разработанная В.А. Караковским концепция воспитательной системы; были определены перспективы развития школы, созданы программные документы («Заповеди педагогического коллектива», «Нравственные принципы школьника образцового города» и др.); педагоги и учащиеся были включены в совместную творческую деятельность, стали использовать коммунарскую методику.

Основная форма организации жизнедеятельности школьного коллектива – подготовка и проведение неформальных творческих дел, имеющих нравственный смысл для учащихся.

Коммунарские сборы, дидактический театр, творческая учеба, «читай-город», аукционы знаний, научные экспедиции представляют собой результат постоянного поиска дел, которые объединяли бы воспитателя и воспитанника, учащихся в творчески работающий разновозрастный коллектив.

Итогом данного этапа явилось формирование нового педагогического мышления, переоценка ценностей и утверждение идеи о необходимости дальнейшего развития воспитательной системы.

Второй этап (1981 – 1986 гг.) характеризовался стабилизацией системы, четко оформлялись ее структурные компоненты, были созданы органы самоуправления. При этом главной ценностью считалась личность школьника, ее интересы и способности.

Повысились качество успеваемости и уровень воспитанности учащихся. Внутри педагогического коллектива изменился стиль отношений, его стали определять демократизация, сотрудничество и сотворчество.

Интересно
Коллективная творческая деятельность приобрела господствующий характер. Однако в этот период появились противоречия между учебной и внеучебной деятельностью, поставившие перед коллективом ряд новых задач, направленных на изменение ведущих видов деятельности, ее сущностных основ, это и явилось основным содержанием третьего этапа развития воспитательной системы (1986 – 1988 гг.).

Четвертым этапом формирования воспитательной системы стала отработка перспективных направлений дальнейшего ее развития. Вместе с тем широкомасштабные изменения в обществе, начавшиеся в 1991 г., привели к коренным преобразованиям в образовательной сфере.

Провозглашенные принципы демократизации и гуманизации потребовали от педагогического коллектива внесения корректив во все структурные компоненты системы от цели до результата. В основу содержания воспитательной работы были положены общезначимые ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля.

Гуманные отношения стали главным механизмом воспитания личности. В воспитательной системе увеличилась степень свободы, возросла роль ситуации выбора и ситуации успеха. В методах воспитания стали преобладать диалог, групповая дискуссия, метод создания педагогической ситуации, условий для самореализации личности.

В. А. Караковский является одним из авторов педагогики сотрудничества.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)