Гражданская служба федеральной судебной власти

Гражданская служба федеральной судебной власти на сегодняшний день состоит из четырех совершенно самостоятельных и параллельно существующих гражданских служб: трех федеральных судов — Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного, а также Генеральной прокуратуры.

Каждая из них имеет свою специфику, обусловленную спецификой обеспечения осуществляемых государственных полномочий (табл. 8).

Гражданская служба федеральной судебной власти

Гражданская служба федеральной судебной власти

Что конкретно представляет собой каждая из четырех гражданских служб федеральной судебной власти?

Гражданская служба Конституционного суда в организационном плане состоит из 23 самостоятельных подразделений: 19 секретариатов судей КС, центрального секретариата, финансового управления, отдела кадров, управления делами.

Девятнадцать небольших секретариатов судей Конституционного суда подчиняются непосредственно судьям. Центральный секретариат, финансовое управление, отдел кадров и управление делами не соподчинены между собой.

Они подчиняются только руководству Конституционного суда. При этом финансовое управление и отдел кадров не имеют внутренних структур, а центральный секретариат и управление делами имеют.

В аппарате Верховного суда все подразделения непосредственно подчиняются только руководству Верховного суда.

В соответствии с Федеральным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 6 января 1997 г. при Верховном суде РФ создан Судебный департамент, назначение которого — организационное и материально-техническое обеспечение судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества (Всероссийского съезда судей, Совета судей РФ и Высшей квалификационной коллегии судей РФ).

Руководитель Судебного департамента назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного суда с согласия Совета судей РФ.

Работники этого департамента являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания. Судебному департаменту при Верховном суде РФ сразу было предоставлено право юридического лица.

Что касается аппарата Высшего арбитражного суда, то он может быть структурирован на четыре группы аппаратов: два секретариата, две группы консультантов, пять отделов, четыре управления. Здесь также, как и в Верховном суде, все подразделения напрямую подчиняются руководству Высшего арбитражного суда. Внутреннюю структуру имеют только управления.

По Конституции составной частью судебной власти в Российской Федерации является также прокуратура. Ее основное назначение — осуществление контроля за исполнением принимаемых в стране законов, а также участие в судебных заседаниях.

Гражданская служба Генеральной прокуратуры РФ строится и функционирует на тех же правовых принципах, что и гражданские службы федеральных министерств. Поэтому здесь имеют место примерно те же проблемы. И главная среди них — нестабильность аппарата, которая во многом обусловливается отсутствием в нем механизмов двойного подчинения.

Все подразделения гражданской службы субординированы только Генеральному прокурору, который, как известно, является политической и потому достаточно часто сменяемой фигурой.

Со сменой первого руководителя, как обычно, меняется значительное количество руководителей аппаратных подразделений, а те, в свою очередь, меняют подведомственный им персонал.

В результате в аппарат приходят новые люди без необходимых знаний и профессиональной выучки. Пока они учатся и овладевают административными навыками, какое-то число отделов, управлений, а вместе с ними и весь аппарат в целом работают недостаточно эффективно.

Одним словом, гражданская служба и Генеральной прокуратуры нуждается в дальнейшем совершенствовании. Она также должна стать стабильной, надежной и действенной.

Как известно, в последние годы судебная реформа шла по единой федеральной целевой программе. Утверждать, что все цели были достигнуты, не возьмется никто. Чтобы оценить, хороша наша судебная система или не очень, лучший критерий — рост (или снижение) доверия в обществе к судам.

К сожалению, проблемы здесь все больше обостряются, недовольство работой судов нарастает. Несомненно, на некачественную работу судов в определенной мере сказывается избыточная перегрузка. В звене, которое ближе всего к людям,— в мировой юстиции (суды общей юрисдикции), в среднем на одного судью приходится 139 дел в месяц. Есть суды, в которых перегрузка еще больше.

Например, в судах Ростовской области нагрузка на судью 450 дел в месяц. При таком вале трудно говорить о качестве судебных решений, об их объективности, равно как и о сроках рассмотрения.

Интересно
По мнению судебных авторитетов, выход из подобной ситуации только один — в разделении функций. В системе общей юрисдикции надо создавать специализированные структуры.

Нужна ювенальная (детская) юстиция, патентный суд, система административного производства. В арбитражных судах углубление специализации может идти по налоговым, корпоративным спорам и делам о несостоятельности.

Нагрузку на судей можно уменьшить за счет использования упрощенных форм, примирительных процедур, внесудебных и досудебных разбирательств, альтернативных способов урегулирования споров.

Среди первоочередных задач — создание административного суда. Ведь административное правосудие — это споры гражданина и государства, когда гражданин жалуется на бесчинства бюрократов.

В среднем суды общей юрисдикции рассматривают в год около 600 тыс дел, которые можно отнести в разряд административных. Причем граждане выигрывают до 65% этих дел, а могли бы и больше. Поэтому для решения споров между гражданами и властью нужна специальная процедура, защищающая в первую очередь граждан.

В субъектах РФ имеются все четыре структуры федеральной судебной власти, которые должны координировать свою работу с органами власти субъектов РФ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)