График движения поездов

На железнодорожном транспорте движение поездов осуществляется по графику. График движения поездов выражает план всей эксплуатационной работы железных дорог и является основой организации перевозок. Движение поездов по графику обеспечивается выполнением технологического процесса работы станций, локомотивных и вагонных депо, тяговых подстанций, ПТО, дистанций пути и других подразделений, связанных с движением поездов.

Координируя работу этих подразделений, график движения позволяет осуществлять своевременную перевозку грузов и пассажиров при одновременном выполнении требований безопасности движения, наивыгоднейшего использования подвижного состава, обеспечения ритмичности работы станций, участков при наилучшем использовании их пропускной способности.

График движения поездов представляет собой графическое изображение следования поездов по участкам и направлениям, выполненное в координатных осях времени (горизонтальная ось) и расстояния (вертикальная ось).

Он устанавливает время прибытия, отправления и проследования поездов по каждому раздельному пункту, время следования поездов по перегонам, продолжительность нахождения локомотивов и бригад на участках и конечных станциях. На сетке графика каждый час разделен вертикальными линиями на шесть 10-минутных интервалов. Движение поезда изображается прямой наклонной линией, проекция которой на горизонтальную ось равна времени хода.

Прибытие и отправление поезда соответствуют на графике точке пересечения линии движения поезда с осью раздельного пункта. Стоянки поездов изображают горизонтальной линией. Нечетные поезда наносят сверху вниз, а четные – снизу вверх. В точках пересечения линии движения поезда с осями раздельных пунктов (в тупых углах) ставится последняя цифра времени прибытия, отправления или проследования поездов.

Графики движения поездов классифицируют по скорости движения поездов, по числу главных путей на перегоне, по соотношению поездов грузового и обратного направлений, а так же по порядку следования попутных поездов. Для составления графика должны быть определены его основные элементы: времена хода поездов по перегонам, продолжительность стоянок поездов на начальных, промежуточных и конечных станциях, станционные интервалы и др.

Станционные интервалы – это минимальные промежутки времени, необходимые для выполнения на раздельных пунктах операций по приему, отправлению и пропуску встречных и попутных поездов и обеспечения безопасности движения, являются важным элементом графика. К их числу относятся станционные интервалы: скрещения, неодновременного прибытия, попутного следования и др.

Интересно
График движения составляется на основе плана формирования поездов, данных о весовых нормах поездов и других исходных данных.  Формой организации внутренних перевозок промышленных предприятий является контактный график. Контактным графиком называется система организации межцеховых перевозок, предусматривающая взаимную увязку технологических процессов работы транспорта и производственных цехов, регламентирующая и взаимоувязывающая график движения поездов, график работы грузовых фронтов и обработку вагонов на железнодорожных станциях.

Контактный график представляет собой сетку, на которой по горизонтали наносят время суток, а по вертикали – пункты погрузки и выгрузки с подразделением по станциям и цехам. Сбоку от сетки приводят сведения о роде груза, суточном вагонообороте. На графике грузовая операция изображается жирной горизонтальной линией, начало и конец которой соответствует времени начала и окончания грузовой операции, а над ней указывается число и род вагонов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)