Государство и человек

В процессе социализации человек формируется всю жизнь. Самыми активными фазами социализации являются детство, юность и молодость. В детстве человек познаёт основы межчеловеческого общения. В юности он приобретает основные знания и навыки. В молодости, как правило, он уже имеет необходимый багаж для продуктивной жизни. При этом у него ещё достаточно здоровья для активной деятельности в разных сферах общества и государства.

Надо отметить, что процесс социализации может быть более или менее творческим. Если он менее творческий, человек приобретает общественный опыт с минимальным критическим осмыслением. Если социализация более творческая, то предложенное обществом осмысливается критически и нередко предлагается что-то новое.

Молодёжный максимализм выполняет важную функцию. Подвергая сомнению системы отношений, предложенные предшествующими поколениями, он проверяет их на состоятельность в меняющихся условиях. Если эти системы продолжают адекватно отвечать требованиям времени, взрослеющая молодёжь постепенно начинает их принимать.

Если же что-то в наследии предков не отвечает реалиям среды и времени, то оно отметается. Вместе с тем, у молодёжного максимализма есть и негативная сторона. Чрезмерное увлечение критикой предшествующего опыта далеко не всегда даёт положительные результаты для общества.

Нарушение межпоколенной трансмиссии социальных, экономических, культурных и политических традиций нередко ведёт к упадку. Более того, в глобализирующемся мире продолжает действовать классический принцип: «свято место пусто не бывает».

И если молодёжь не восприняла отечественный опыт в должном объёме, другие субъекты геополитики с радостью предложат взамен свою систему социализации, свою культуру, в которой, конечно же, будут закодированы их интересы. В таком случае может вырасти непатриотичное поколение, ориентированное на интересы других обществ.

Интересно
Любое общество заинтересовано (осознанно или неосознанно) в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Более того, активные субъекты геополитики заинтересованы в непатриотичном воспитании молодёжи конкурентов на мировой арене.

Это позволяет не только ослабить соперника, но и со временем поставить его на службу своим интересам. Нельзя забывать, что сегодняшний ребёнок через какое-то время будет подростком, а тот, в свою очередь, достаточно скоро станет полноправным гражданином и составит активную основу общества.

От позавчерашнего ребёнка и вчерашнего подростка будет зависеть, куда пойдёт его страна и каким образом она будет относиться к своим интересам и интересам других государств. Поэтому патриотическое воспитание молодёжи занимает важное место в процессе социализации подрастающего поколения.

Наряду с важной ролью, которую играют в патриотическом воспитании семья и система образования, нельзя недооценивать роль государственной политики в сфере культурных коммуникаций.

Мультфильмы, фильмы, передачи, публикации оказывают серьёзное влияние на формирование мировоззрения. При этом картина мира с системой представлений, авторитетов и приоритетов, ценностей и оценок во многом создаётся на основе картины исторического процесса.

С опорой на картину мира формируется система мотиваций и стереотипы поведения. Поэтому большую роль играет смысловая насыщенность транслируемого культурного продукта, в том числе исторического. Логично, если в нём в том или ином виде отражаются национальные интересы, и алогично, если в нём доминируют интересы других обществ и государств.

Один из эффективных инструментов морской торговой цивилизации, который помогает расширить свой контроль над пространством разных регионов мира, – это реклама. Западная культура несёт в себе рекламу западного образа жизни. Раньше это были романы, создающие светлый образ западного культурного героя.

Позже эту функцию стало выполнять кино, которое в той или иной мере является рекламой. Цель этой рекламы – распространить контроль над культурой и, как следствие, над мировоззрением разных стран. Это даёт социальный контроль, который, кроме доступа к всевозможным ресурсам другого общества, позволяет привлечь его представителей к эмиграции.

Интересно
Тема эмиграции в современном мире очень актуальна. В популяризацию миграции вкладываются серьёзные средства.

Для привлечения в своё общество ценного человеческого материала западные страны рекламируют себя и демонизируют страны-доноры. Сформированный положительный образ принимающих стран создаёт эмигрантскую мечту – уйти от всех проблем своего общества и обрести все блага общества нового.

Демонизация позволяет порвать связи между человеком и его отечеством, привлечь в орбиту своей культуры, социума, экономики. Чаще всего подобная реклама (и антиреклама) ориентирована на молодое поколение, подверженное моде и активно ищущее своё место в жизни.

Молодёжь в массовом порядке покидает свои страны. При этом она чаще всего едет в государства, которые более субъектны и (или) в чём-то располагают лучшими условиями (что необязательно совпадает), чем страна их происхождения. Подобная мобильность имеет свои плюсы и минусы как для мигрантов, так и для принимающих стран. Однако для стран-доноров этот процесс имеет больше негативных следствий, чем положительных результатов.

Получая очевидные плюсы для индивидуальных интересов, иммигрант, уходя от одних проблем, может обретать другие. Одна из них – цивилизационные отличия, обусловленные отличиями формирующей среды.

При грамотном управлении процессом миграции принимающая страна обретает большие выгоды (работоспособные, грамотные, репродуктивные, активные неофиты своей системы), однако этот процесс имеет негативные следствия и для неё. В частности, это рост социальной напряжённости, проблемы адаптации, культурный конфликт, рост национализма и обострение криминогенной обстановки.

Страна-донор (на фоне эфемерных плюсов мобильности и обмена опытом) обретает вполне реальные проблемы утечки активного элемента населения – молодого, здорового, работоспособного, боеспособного, репродуктивного и нередко самого образованного. В итоге выигрывает тот, кто через контроль культурного пространства привлекает на свою сторону молодёжь, которая в динамике является основой социального и, как следствие, экономического и политического пространства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)