Глобализация и общество

В условиях глобализации стираются культурные, экономические, социальные и политические границы между разными странами, постепенно выстраивается общечеловеческая инфраструктура. Национальные суверенитеты формализуются, и национальные интересы ставятся под вопрос. Вместе с тем, надо понимать, что глобализация вовсе не предполагает равенства народов.

При декларировании равенства возможностей в выигрыше всегда тот, у кого больше потенциал. Поэтому в процессе глобализации (наряду с объективной стихийностью) имеет место и субъективная составляющая. Сильные государства мира ускоряют процесс глобализации и делают всё, чтобы он был управляемым и реализовывал их интересы.

Проще говоря, они глобализируют мир под себя. Странам с малым потенциалом предлагается забыть о своих национальных интересах и влиться в глобализирующийся мир на условиях, которые диктуют сильные субъекты геополитики.

Навязывание «общечеловеческих ценностей» и «общечеловеческих интересов» осуществляется через разные культурные, социальные, экономические и политические стратегии. Демонизация национальной истории и культуры позволяет навязать новую, технологичную, массовую культуру и сформировать новое мировоззрение.

Создание негативного образа родной страны и позитивного рекламного образа страны глобализирующей позволяет осуществлять скрытый социальный контроль. Более того, это даёт возможность миграционного привлечения наиболее ценного человеческого материала.

Предложение своих правил игры на мировом рынке и вовлечение в свою орбиту национальных экономических элит позволяет добиться контроля над национальными экономиками и, как следствие, над политическими элитами.

При этом самый простой путь для глобализатора – комплексное воздействие на молодёжь, которая с течением времени становится решающей силой в обществе. Если получается опровергнуть национальные интересы в сознании молодёжи и внедрить в него интересы свои, то страна начинает встраиваться в глобальные коммуникации на ваших условиях.

Она становится объектом геополитики и превращается в донора чужой экономики и чужого общества. Это ведёт к тому, что общество получает от глобализации больше минусов, чем плюсов.

Для предотвращения этого необходимо, чтобы молодёжь хорошо понимала национальные интересы. Это нужно для того, чтобы страна входила в глобальный мир на своих условиях и с учётом своих потребностей. Отсюда можно сделать вывод, что молодёжная политика – сфера национальных интересов страны.

Интересно
В связи с этим остро встаёт вопрос патриотизма, который максималистски настроенной частью молодёжи ошибочно понимается как национализм. В то же время необходимость интеграции большого пространства как один из немногих путей повышения своего потенциала и, как следствие, суверенитета ведёт к неизбежному развитию полинационального и поликультурного общества, которое объединяют его национальные интересы.

В период формирования национальных государств этноцентризм может лежать в основе патриотизма. Более того, попытки националистической интеграции своего общества иногда давали кратковременный подъём. Когда же эти государства предлагали себя в качестве регионального (в перспективе глобального) лидера, другие нации рано или поздно от них отворачивались и объединялись против них.

Об этом говорит опыт наполеоновской Франции и гитлеровской Германии. Если в национальном государстве элементы этноцентризма ещё могут использоваться в качестве объединяющего начала, то в империях, которые предлагают себя в качестве интеграторов разных регионов мира, с этим начинают возникать серьёзные проблемы.

Когда же речь идёт о глобальных империях (или об империях, которые пытаются таковыми стать), неизбежен интернационализм и гражданское понимание патриотизма. Получается, что на фоне перехода от национальных государств к интеграции больших пространств национализм, разделяющий общество по национальному признаку, вступает в противоречие с национальными интересами, требующими высокой степени интеграции граждан общества.

Необходимость понимания и достижения общих целей сложного общества породила такое явление, как гражданский интернациональный патриотизм. Поэтому патриотизм (или «геополитическое мышление») не что иное, как:

  • осознание национальных интересов;
  • реализация национальных интересов.

Исследовать проблемы, связанные с национальными интересами, должны учёные, формулировать – государство, транслировать – образование и СМИ, реализовывать – все: и государство, и общество, и человек. Государство реализует национальные интересы через внутреннюю и внешнюю политику. Общество должно учитывать национальные интересы в социальной, экономической, культурной и политической практике, а человек – в своей повседневной деятельности.

Помимо внутренних ресурсных и других условий на достижение целей общества серьёзное, а иногда определяющее влияние оказывает внешняя среда в лице других конкурирующих сообществ. Поэтому необходимость защиты своего контроля над пространством породила такое понятие, как национальная безопасность, которая лежит в основе национальных интересов.

Гражданин должен осознавать, что выгодно его обществу и государству, а что вредно. Кроме того, должно быть понимание: что выгодно обществу – выгодно человеку, в нём живущему, а что выгодно государству – в конечном счёте, выгодно обществу и человеку. Хотя общественные и государственные интересы не всегда совпадают с интересами индивидуальными, нельзя забывать, что в основе этих интересов всё-таки лежит совокупность личных интересов граждан. Отсюда можно вывести следующую гражданственную формулу: национальные интересы – это мои интересы. В этом контексте допустимо по-новому осмыслить фразу известного персонажа:

«Государство – это я».

Характерно, что осознание национальных интересов как информационная основа патриотизма упирается в вопрос формирования мировоззрения или картины мира человека. При этом надо понимать, что картина мира во многом формируется на основе картины исторического процесса.

Определяющее влияние на создание картины исторического процесса и, как следствие, мировоззрения оказывают информационные субъекты. Эти субъекты бывают внутренними и внешними. Выраженным внутренним информационным субъектом является государство, внешними – другие государства.

Развитие информационного поля планеты ведёт к его превращению в метаполе, что позволяет основным субъектам мирового баланса сил осуществлять стремление к его контролю. В связи с этим остро встаёт вопрос информационного суверенитета, позволяющего формулировать и транслировать свои, а не чужие интересы.

Так как понимание национальных интересов базируется на картине мира, а та, в свою очередь, на картине исторического процесса, можно прийти к следующему выводу: проблема постижения и транслирования истории – это сфера национальной безопасности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)