Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства

В соответствии с ТК РФ (гл. 57) федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда, которая состоит из Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) и ее территориальных органов (государственных инспекций труда).

Помимо Роструда государственный надзор в своей области деятельности осуществляют также Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) (рис. 2.5).

Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства

Общим надзорным государственным органом является Прокуратура РФ, осуществляющая надзор за исполнением законов. Поскольку трудовое законодательство входит в общую систему законодательства, прокуратура уполномочена осуществлять надзор также и в этой сфере (рис. 2.5–2.6).

Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства

Государственный надзор за соблюдением правил и норм охраны труда (ОТ) возглавляет Министерство труда и социальной зашиты РФ, в котором создан для руководства организацией охраны труда Департамент охраны труда.

Роструд осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 324 с последующими изменениями и дополнениями.

Федеральный государственный надзор в сфере труда проводится в отношении любых работодателей (юридических лиц, работодателей – физических лиц), а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры.

Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий государственных инспекторов труда, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (рис. 2.7).

Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства

Права государственных инспекторов при осуществлении ими надзорных функций указаны на рис. 2.8.

Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства

Федеральная инспекция труда осуществляет проверки соблюдения требований законодательства в области: организации работ по охране труда, финансирования мероприятий по охране труда, организации и проведения специальной оценки условий труда, предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных и(или) опасных условиях труда, обучения и проверки знаний по охране труда, разработки инструкций по охране труда, организации и проведения медицинских осмотров, обеспечения средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами.

В настоящее время при организации государственного надзора применяется риск-ориентированный подход, основанный на выборе формы, продолжительности, периодичности проведения проверок и мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований (размещение на официальных сайтах в сети Интернет для каждого вида государственного контроля (надзора) перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные к исполнению требования; информирование организаций по вопросам соблюдения обязательных для исполнения требований; ежегодное обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора); выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных для исполнения требований), определяется отнесением деятельности организации к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Применение риск-ориентированного подхода способствует оптимальному применению трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых при проведении государственного контроля (надзора), снижению издержек организаций; увеличению эффективности деятельности органов государственного контроля (надзора).

В рамках риск-ориентированного подхода разработаны проверочные листы государственной инспекции труда с целью оптимизации и прозрачности проведения плановой проверки. Проверочные листы применяются с 1 июля 2018 года в соответствии с приказом Роструда от 10.11.2017 г. № 655 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

Проверочные листы можно разделить на три группы: листы по зарплате, листы по охране труда, листы по кадровым вопросам.

В частности, в проверочные листы по охране труда входят списки контрольных вопросов для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

  • по организации расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • по информированию работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых гарантиях, полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
  • по проверке выполнения требований охраны труда при различных видах работ;
  • по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров; по организации обучения по охране труда;
  • по созданию и функционированию системы управления охраной труда;
  • по обеспечению соответствующих требованиям охраны труда условий труда на каждом рабочем месте;
  • по ознакомлению работников с требованиями охраны труда и другие.

Проверочные листы представляют собой перечень вопросов, соответствующий предмету проверки. Ответы на контрольные вопросы свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении объектом проверки обязательных требований законодательства, составляющих предмет проверки.

В проверочном листе указывается категория риска, к которой отнесено:

  • проверяемое лицо;
  • основание проведения проверки;
  • сведения о проверяющих и лице, в отношении которого проводятся проверочные мероприятия.

Обязательные пункты: место проведения проверки и(или) указание на используемые производственные объекты; учетный номер проверки и дата присвоения учетного номера проверки в едином реестре проверок.

Проверочный лист представляет собой таблицу из трех граф: вопросы, отражающие содержание обязательных требований; реквизиты нормативных правовых актов, с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования и ответы на вопросы, содержащиеся в перечне вопросов (заполняется инспектором в ходе проверки). Включают три варианта: да / нет / не относится.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)