Гендерная социология в дореволюционный период

Россия считалась достаточно патриархальной страной, как, собственно, и большинство других аграрных обществ. Причинами тому были и влияние восточных культур еще со времен татаро-монгольского ига, доминирующая ортодоксальная православная религия, имперский характер государства, вынужденного постоянно воевать.

В работах российских философов, историков и писателей содержится достаточно много фактического материала о социальной жизнедеятельности мужчин и женщин, в частности, свидетельствующих о важной роли русских женщин в поддержании духовности, передаче нравственного опыта и стремлении участвовать в общественно значимых делах. Хотя большинство мыслителей того времени, поднимавших женский вопрос, и были мужчинами, их интерпретации не всегда были андроцентричными.

Многие российские писатели выступали против зависимого положения женщин в общественной сфере и высказывались за предоставление женщинам равных с мужчинами гражданских прав. Н. Г. Чернышевский в романе «Что делать?» отмечал: «Каким верным, сильным, проницательным умом одарена женщина от природы!…

История человечества пошла бы в десять раз быстрее, если бы ум этот не был опровергаем и убиваем, а действовал бы». В специальных статьях он проводит анализ художественных произведений с целью проследить зарождающуюся тенденцию раскрепощения женщин.

«В ней заключена одна наша огромная надежда, один из залогов нашего обновления, — пишет Ф. М. Достоевский в 1876 г. Возрождение русской женщины в последние двадцать лет оказалось несомненным… Русский человек в эти последние десятилетия страшно поддался разврату стяжания, цинизма, материализма; женщина же осталась гораздо более его верна чистому поклонению идее, служению идее…

Вижу, впрочем, и недостатки современной женщины и главный из них — чрезвычайную зависимость её от собственно мужских идей, способность принимать их на слово и верить в них без контроля… Ценят они более всего свежее чувство, живое слово, но главное, и выше всего, искренность, а поверив искренности, иногда фальшивой, увлекаются и мнениями, и вот это иногда слишком».

Так автор предвосхитил современные феминистские концепции о необходимости представительства женщин во всех сферах жизнедеятельности общества в силу их особого миросозерцания и социальной значимости их особого видения.

В середине XIX в. появляются переводные издания социально-философской направленности, в которых обсуждается предназначение женщины, в том числе возможности ее самореализации в социальной сфере.

Психологи пытаются понять природу психологических половых различий с помощью специальных исследований. С точки зрения изучения русской культуры прошлого интересна работа А. И. Желобовского, проанализировавшего бытовавшие представления о мужчинах и женщинах на основе пословиц, поговорок и других произведений народного творчества.

В конце XIX — начале XX вв. выходит множество научно-публицистических работ, непосредственно посвященных так называемому женскому вопросу. Активно обсуждается роль российских женщин в семье и обществе, реализация их политических прав в местном самоуправлении, достижения и проблемы, связанные с получением высшего образования, их способность к творческому труду, медико-социологические аспекты сексуальных отношений.

Специально анализируются тенденции занятости женщин в фабрично-заводской промышленности и делается вывод о возрастании женского труда не только в «женских» отраслях, но и в «мужских», например, в металлургической. Много внимания осмыслению женского движения за равноправие, места женщины в культуре, обоснованию социальной обусловленности половых ролей уделяет в своих выступлениях и публикациях российский социолог и историк В. М. Хвостов.

Острые дискуссии вызвала переведенная на русский язык в начале века книга австрийского ученого Отто Вейнингера «Пол и характер. Основной предмет разногласий — не столько сформулированная Вейнингером идея бисексуальности человека, но его склонность трактовать женское как низменное, а успехи женщин в социальной сфере — лишь как результат наличия у них большей доли мужского. В одной из таких работ утверждается, что хотя матриархат в свое время и «сдался», но он «оставил нам надежду на восторжествование в культурно-нравственные времена».

Ряд феминисток в этот период, как отмечает С. И. Голод, стали «осуществлять свою цель на суженном плацдарме: любовь, семья, дети». Кстати сказать, именно эти течения в обсуждении женского вопроса наряду с социалистическими идеями об экономической независимости женщин легли в основу послереволюционных дискуссий о сексуальной свободе и необходимости отмирания «буржуазной» семьи — основного тормоза раскрепощения и развития личности женщины.

Сегодняшние исследователи социальной истории приходят к выводу, что накануне революции многие феминистские движения (даже если вынести за скобки чисто революционные), как и научная рефлексия женского вопроса, были достаточно плодотворны.

Большинство мужчин-профессоров активно поощряли женщин в их стремлении к получению высшего образования, и даже царское правительство в целом обращалось с женщинами-подвижницами справедливо.

В концептуальном смысле были заложены основы для развития различных гендерных исследовательских школ. После революции основным стал идеологический вариант решения женского вопроса, что на какое-то время и в определенных рамках не исключало дискуссий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)