Гармонизация и стандартизация учета в России и за рубежом

Начало четвертого этапа развития бухгалтерской отчетности можно отнести ко времени распада СССР и более интенсивной ориентации на рыночные образцы хозяйствования. В конце ХХ в. происходит значительное сокращение бухгалтерской отчетности и приближение ее состава и содержания к требованиям международных стандартов.

Интересно
Если в 1980-х гг. отчетность советских предприятий насчитывала свыше 20 форм, то годовая отчетность за 1992 г. состояла из трех форм: бухгалтерского баланса предприятия (форма № 1); отчета о финансовых результатах и их использовании (форма № 2); приложения к бухгалтерскому балансу предприятия (форма № 5).

Эти формы отчетности являлись обязательными для предприятий и организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, являющихся юридическими лицами независимо от форм собственности (включая предприятия с иностранными инвестициями).

Формы отчетности претерпели значительные изменения. К началу 1990-х гг. количество балансовых статей сократилось до 38 в активе и 29 в пассиве. Например, были объединены в одну статью все производственные запасы, которые прежде показывались в довольно подробном разрезе, а также незавершенное производство.

В Российской Федерации в настоящее время создана пятиуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета. Документом первого, наивысшего, уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (от 6 декабря 2011 г., № 402-ФЗ). Отдельные нормы, регулирующие бухгалтерский учет, содержатся в иных законодательных актах: Гражданском, Трудовом, Бюджетном и Налоговом кодексах Российской Федерации.

В Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» определяется роль и место бухгалтерского учета в системе законодательных актов Российской Федерации, его цели и задачи, общие методы ведения и нормативного регулирования, обязанности и ответственность организаций и учреждений за состояние бухгалтерского учета и отчетности. К нормативным документам второго уровня регулирования относятся федеральные стандарты по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности.

Федеральные стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами. Данные стандарты могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учету (включая учетную политику, план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения) организаций бюджетной сферы, а также требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности.

Федеральные стандарты призваны конкретизировать закон «О бухгалтерском учете». Они разрабатываются и утверждаются в соответствии с программой разработки федеральных стандартов. Разработчиком федерального стандарта может быть любой субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

Уполномоченный федеральный орган разрабатывает федеральные стандарты для организаций государственного сектора, а также в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, предусмотренный утвержденной программой разработки федеральных стандартов.

Министерства и ведомства вправе издавать нормативные акты в тех пределах и конкретных случаях, которые определены федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. В соответствии с принятыми в тексте нормативных документов наименованиями актов федеральных органов исполнительной власти они носят названия подзаконных актов.

Федеральные стандарты приобретают значение нормативных актов после их регистрации в Минюсте России и опубликования в «Российской газете», а также в журнале «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»

Пятый уровень составляют стандарты экономического субъекта, предназначенные для упорядочения и организации и ведения им бухгалтерского учета. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно. Документы этого уровня формируются непосредственно в организациях и составляют систему внутренних норм и инструкций, отражающих специфику данной организации.

Назначение документов этого уровня иное – определить правила рациональной организации бухгалтерского учета с применением прогрессивных форм и способов ведения учета для выбора каждой организацией приемлемых для нее вариантов.

Наиболее значимым внутренним документом является приказ организации по учетной политике на отчетный производственно-финансовый год.

К нему прилагаются:

  • учетная политика организации;
  • рабочий план счетов;
  • формы первичных учетных документов;
  • график документооборота;
  • регистры бухгалтерского учета.

Кроме того, каждая организация разрабатывает свои внутренние документы, регламентирующие составление внутренней (управленческой) отчетности. Эти документы учитывают специализацию и производственное направление организации, ее размеры, организационную структуру управления, местное, муниципальное законодательство и т. п. Все уровни нормативно-правового регулирования взаимосвязаны и дополняют друг друга, находятся в логической и методологической зависимости.

В Российской Федерации инструментом общественного регулирования (саморегулирования) деятельности членов ИПБ России является «Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и аудиторов – членов НП «ИПБ России» (утвержден общим собранием членов Некоммерческого партнерства «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России 28 мая 2009 г., протокол № 2). Он базируется на Кодексе этики профессиональных бухгалтеров, принятом Международной федерацией бухгалтеров (IFAC) в июле 1996 г. и пересмотренном в январе 1998 г.

В настоящее время используются различные программы: 1С: Бухгалтерия и др. (разработчик фирма «1С»), БЭСТ (разработчик фирма «Интеллект-Сервис»), Парус (разработчик фирма «Парус»), Инфин-Бухгалтерия (разработчик фирма «Инфин»), ИнфоБухгалтер (разработчик фирма «Информатик ТОО), Турбо Бухгалтер (разработчик фирма ДИЦ) и др.

Единство информационной базы и полный автоматизированный технологический процесс обеспечиваются за счет однократного ввода информации. Обработка данных первичного учета, получение различных машинограмм, составление баланса и отчетов достигается применением различных компьютерных программ.

Следует отметить, что учетная система современной России представляет значительный интерес с научной точки зрения. По многим признакам ее следует относить к континентальной модели учета, но отмечается существенное отличие

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)