Английская школа учета

Ученые англо-американской школы акцентировали свое внимание не на теоретических концепциях, а на практических методиках, позволяющих добиваться повышения эффективности деятельности хозяйствующего субъекта (учет как орудие управления).

В составе англо-американской школы можно выделить юридическое и экономическое течения. Представителей юридического направления называли персоналистами (основатель – В. Патон); экономического – институалистами (Ф. Пикслей). Основные положения данных направлений представлены на рисунке 1 путем обобщения материалов, изложенных Я. В. Соколовым.

В. Я. Соколов сформулировал пять парадигм:

  • социологическую;
  • экономическую;
  • бихевиористическую (психологическую);
  • и информационную.

В отечественной экономической литературе выделяется также правовая и лингвистическая парадигмы. Обобщая теоретические положения, можно выделить следующие парадигмы учета, выделяемые представителями англоамериканской школы (рисунок 1). Рассмотрим отраженные на рисунке учетные парадигмы. Правовая (отражающая юридический аспект представлений о сути и назначении учета). Правовая, или юридическая теория связывает бухгалтерскую науку с гражданским правом.

Экономическая (нацеленность на достижение максимальной эффективности деятельности посредством контроля и оценки экономических показателей). Руководство организации должно выбирать методологические приемы, обеспечивающие рост национального благосостояния.

Английская школа учета

Психологическая (включающая бихевиористическую парадигму; рассматривает влияние фактов хозяйственной жизни, т. е. стимулов, на поведение и реакцию бухгалтеров). Информационная (включает два аспекта – информационнособытийный и лингвистический).

Информационно-событийный подход рассматривает в качестве предмета учета информационное событие (т. е. единицу информации о факте хозяйственной жизни).

Рассмотренные выше теории (учетные парадигмы) помогают оценивать учетные события и категории с различных точек зрения, что позволяет в настоящее время сформировать полную и объективную картину происходящих в экономической жизни организации процессов.

Главным достижением англо-американской школы являются прикладные разработки в сфере учета затрат и управления. Выделение системы управленческого учета (методологическая проработка была осуществлена Робертом Энтони).

Управленческий учет представляет собой учетную информационную систему, формируемую внутренними пользователями для принятия управленческих решений тактического и стратегического характера. Цель управленческого учета – принятие кратко и долгосрочных управленческих решений на основе учетной и внеучетной информации.

Основные задачи управленческого учета:

  • выбор систем и методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), проведение политики оптимизации затрат;
  • принятие решений на краткосрочную перспективу (выбор ассортиментной политики, принятие решений о снятии с производства продукта, его производстве или покупке и тому подобных решений);
  • формирование системы учета по центрам ответственности, формирование зон и линий ответственности;
  • создание системы внутренней управленческой отчетности (включая систему бюджетов);
  • принятие решений в сфере инвестиционной деятельности организации;
  • формирование ценовой политики и т. д. Основные функции управленческого учета:
  • методическая – проявляется в разработке новых и совершенствовании действующих механизмов, обеспечивающих эффективное развитие и конкурентные преимущества предприятия;
  • информационная – информационное обеспечение процесса управления;
  • плановая – создание взаимоувязанной системы планов предприятия;
  • координационная – согласование деятельности различных служб, а также тактических и стратегических целей, задач, планов;
  • консультационная – предоставление необходимых разъяснений персоналу организации, например, по методикам оценки и анализа;
  • аналитическая – определение системы показателей, позволяющих использовать монетарные и немонетарные показатели для оценки деятельности предприятия, в определении степени влияния различных факторов на конечные результаты, в выработке мероприятий по устранению и предотвращению отклонений.

Формирование учета затрат (создателем принято считать Александра Черча). Создание системы учета стандартных издержек стандарт-кост (первоначальная идея принадлежала Гаррингтону Эмерсону). Разработка системы учета переменных затрат директ-костинг (фундамент направления был заложен работой Дж. Кларка, но сформулировал концепцию Дж. Харрис).

В системе учета затрат директ-костинг заложена возможность решения таких задач управления затратами, как:

  • определение нижней границы цены продукции или заказа;
  • сравнительный анализ прибыльности различных видов продукции;
  • определение оптимальной программы выпуска и реализации продукции;
  • выбор между собственным производством продукции или услуг и их закупкой на стороне (аутсорсингом);
  • выбор оптимальной с экономической точки зрения технологии производства;
  • выбор ассортиментной программы в условиях ограничивающего фактора;
  • определение точки безубыточности и запаса финансовой прочности предприятия и др.

Система директ-костинг основана на делении затрат на постоянные и переменные:  переменные – затраты, изменяющиеся при изменении объема производства (сырье, материалы, топливо и др.). Такая зависимость не всегда является пропорциональной, так как увеличение объема производства может обеспечиваться и за счет повышения производительности труда, лучшего использования производственных фондов, снижения материалоемкости продукции, постоянные – затраты, не зависящие от изменения объема производства. К ним необходимо отнести расходы по управлению организацией.

Основной категорией является маржинальный доход – разница между выручкой от продаж и переменными затратами или же сумма прибыли от продаж и постоянных затрат. Дж. Хиггинс сформировал концепции центров ответственности, Центр затрат, Центр доходов, Центры прибыли, Центр инвестиций. Разработка АВС-метода (данный способ учета затрат предложен Капланом) и др.

АВС-метод имеет ряд несомненных достоинств:

  • более объективное по сравнению с другими системами распределение затрат и, следовательно, более достоверная величина себестоимости;
  • значительная возможность контроля и поиска виновных лиц в условиях, когда предприятие рассматривается как набор рабочих операций, определяющих его специфику;
  • возможность выявления дополнительных резервов для снижения затрат в ходе рационализации структуры бизнес-процессов;
  • выявление причинно-следственной связи между величиной затрат и методами
  • улучшение информационной поддержки всего процесса принятия управленческих решений и качества управления предприятием.

Таким образом, акцент англо-американской школы на методологической стороне учетной деятельности привел к разработке концепций, имеющих огромное научное и практическое значение.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)