Функции налогов

Как финансовая категория налоги имеют общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, т. е. функции, которые выделяют их из совокупности финансовых отношений. Функции налогов выявляют их экономическую сущность, внутреннее содержание. Рассмотрение положений о функциях налогов составляет предмет научных дискуссий.

В числе налоговых функций ученые обычно рассматривают: фискальную, экономическую, регулирующую, стимулирующую, распределительную, контрольную, используя различную их компоновку.

Рассматривая перечисленные функции, из их числа сразу же следует исключить экономическую функцию. Налог — экономическая категория сам по себе. Формы его практического использования (виды налогов и условия их действия) раскрываются в экономической (финансовой) сфере, его роль также определяется экономическими параметрами. Следовательно, наделение налога экономической функцией есть простая тавтология его внутренней сути. В этом нет ни необходимости, ни научного смысла.

Принципиальным моментом при рассмотрении функций налогов является
тесная взаимосвязь и взаимообусловленность категорий «финансы» и «налоги».
Во-первых, финансы являются надстроечной категорией, следовательно, регулирование происходит в области надстроечных, а не базисных отношений и раскрывает более подвижную роль налогов (по сравнению с функциями) с позиции их использования государством в сфере налоговой политики. Все это не дает основания для наделения налогов как объективной финансовой категории регулирующей функцией.

Во-вторых, трактовка содержания и роли объективной экономической категории «финансы» как всеобщей категории перераспределения позволяет соотнести ее функции: формирование и использование денежных фондов (доходов) и контрольную с функциями соподчиненной ей объективной экономической категории «налог». С одной стороны, практическое выражение первой функции финансов находит свое воплощение главным образом в государственной налоговой политике. Посредством налогов осуществляется перераспределение части внутреннего национального дохода. С другой стороны, именно финансы выполняют контрольную функцию, которая осуществляется в ходе деятельности финансовых
и налоговых органов, реализующих на практике финансовую и налоговую политику государства. Следовательно, налогам не свойственны распределительная и контрольная функции.

Налог, опосредуя экономические отношения между государством и налогоплательщиком, призван обеспечить доходы государства и создать необходимые условия для развития экономики в целом. Именно в производстве создаются финансовые ресурсы для развития всех сфер непроизводственной и общественной деятельности, поэтому политика государства в области налогов состоит в необходимости обеспечения соответствующего объема доходов бюджета не в ущерб развитию производственных сфер. Следовательно, сам по себе налог не обладает
стимулирующей функцией.

Обобщая вышесказанное, можно заключить, что экономическая сущность
налогов, их внутреннее содержание и глубинный потенциал, теоретически заложенный в данной категории, раскрываются в одной-единственной функции — формировании денежных фондов (доходов), которая является основной, вытекающей из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С ее помощью образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для существования и развития государства. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах.
Поэтому теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая в законе налоговая система.
Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой в законе
конкретной страны, задает не только наука, но и практика.

Каждый конкретный налог сам по себе субъективен. С помощью введения (отмены) того или иного налога государство решает частные задачи на определенном временном отрезке в рамках общей экономической стратегии. В то же время налоговая система как совокупность налогов объективна, т. е. в том или ином составе налогов она будет существовать всегда, пока существует государство. Следовательно, сущность налога едина, но практические формы ее воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и целей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)