Функции лидерства

На современном этапе можно обозначить следующие основные функции лидерства.

К ним относятся:

  1. Инновационная. Характеризуется возможностью лидера генерировать новые идеи и добиваться их претворения в жизнь, содействовать освоению новых стилей и моделей поведения последователей.
  2. Коммуникативная. Способствует массовому общению людей, совместному их действию в различных неформальных видах общения.
  3. Мировоззренческая. Лидер в большинстве случаев служит источником ценностей и норм, составляющих групповое мировоззрение. В целом оно отражает идеологию того общества, к которому принадлежит группа.
  4. Организаторская. Лидер создает, организует и руководит деятельностью всей группы. Позволяет лидеру осуществлять: спонтанное, самостоятельное включение в организаторскую деятельность.
  5. Прогностическая – заключается в прогнозировании развития социальных процессов в стране, регионе, своей организации, особенностей деятельности и возможных результатов (в том числе и отрицательно влияющих на общее состояние дел в данной сфере деятельности), определении отдельных акций работы, поведения персонала, а также внутренних изменений в самой организации, в том числе ее кадровом потенциале, в подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников.
  6. Мобилизационная – позволяет быстро и без особых трудностей приспосабливать изменения внутренней среды (организации фирмы) и внешней среды к социальным, политическим, научно-техническим изменениям
  7. Информационная – носит характер обратной связи: обеспечение субъектов и объектов деятельности информацией об их взаимодействии, общественном мнении, общественных настроениях, отношениях к конкретным действиям, поступкам, акциям; направления групповой деятельности. Информационная функция лидера тесно связана с организаторской.
  8. Контролирующая – обеспечивает контроль всех подразделений организации, обеспечивающего упорядочивающее и
    эффективное взаимодействие ее элементов с помощью нормативного регулирования. Данная функция представляет собой процесс оценки движения организации в направлении достижения ее целей. Она включает отслеживание хода выполнения планов и корректировку в случае отклонений от них.
  9. Управляющая корпоративной культурой – особенно культивирование общих ценностей, развитие персональной ответственности, творческого и инновационного потенциала работников, оптимизация коммуникации, управления изменениями и управления команды.

Говоря о функциях, необходимо отметить, что лидер в первую очередь должен:

  • знать, какие функции нужны группе;
  • видеть, какие функции группа не выполняет;
  • иметь возможность выполнять то, что необходимо группе;
  • сделать все необходимое для удовлетворения потребностей группы.

Перечисленные функции лидерства имеют неодинаковое значение и обусловлены кругом решаемых проблем.

К их числу можно отнести:

  • обоснование системы целей организации (конкретный набор, система приоритетов, последовательность достижения задач и т.д.);
  • выделение задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей, а также обоснование методов и способов решения задач;
  • определение потребности в ресурсах и сроков решения задач;
  • обоснование структуры организации, видов деятельности и обязанностей отдельных работников и подразделений;
  • мотивация групп и конкретных работников выполнить порученные работы в запланированные сроки;
  • осуществление регулирования и контроля за решением поставленных задач.

Функции лидерства неразрывно связаны между собой, непрерывно развиваются и находятся под влиянием внешней среды организации и многих других факторов. Развитие данных функций обусловливается влиянием объективных требований и приводит к изменению содержания каждой функции в определенных условиях существования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)