Фовизм

Одним из первых “измов” ХХ столетия стал фовизм. Фактически фовизм определил переход от подготовки авангарда к собственно авангарду. Слово фовисты означает – дикие. Такое название получило это направление живописи на Парижском осеннем Салоне в 1905 году. Фовисты не сразу приняли новое имя, и родства между ними было не так много. У них не было своей программы, да и цельной школы они не составили. Фовисты не ставили проблемы – работать с натуры, по памяти или по воображению.

Каждому из них были близки только свои принципы. Главное – добиваться максимальной энергии краски. Матисс говорил, что им овладевало желание поиска «чистых средств», которые вызывали бы сильные реакции. Фовисты искали предельно красного, желтого, синего, зеленого, белого цветов. Цвет был не просто синим, а самым синим, синим из синих. Художникам-фовистам свойственна интенсификация палитры. Они решили “изобретать реальность”. Дерен писал: “Никто не помешает нам вообразить мир таким, каким нам хочется”.

Среди фовистов Матисс был не только старше всех, но и пользовался безусловным авторитетом и почитался как “самый современный живописец”. Анри Матисс (1869–1954) Французский художник, основатель фовизма, стремился к обновлению декоративного искусства, ясность и радостная уравновешенность которого должны были, по его мнению, передаваться зрителю.

Интересно
Светлое, жизнерадостное искусство Матисса свидетельствует, что авангард мог не только пугать и уводить в лабиринты подсознательного, но и идти навстречу земным радостям человека, любящего красивые цветы и вещи, солнечную погоду и естественную грацию женщин. Казалось бы, так просто! Не трудно ли об этом поговорить с помощью красок и кисти? 

Но надо было быть именно Матиссом, чтобы придавать простым и ясным понятиям статус вечных, вселять надежду и все это делать на художественном языке ХХ столетия. Он был цельным в своих поисках, выступая во многих областях: картины, скульптура, станковая графика, книжная иллюстрация, стенные декорации, роспись керамики, оформление театральных декораций, педагогика, теория искусства…

Как личность это был “мэтр” нового искусства, требовательный к себе, трудолюбивый, отчасти даже педант, получивший за свою серьезность прозвище “доктор”. Художник предельно просто оговаривал свои задачи: не копировать натуру, а интерпретировать ее. “Я хочу, чтобы усталый, надорванный, изнуренный человек перед моей живописью вкусил отдых и покой”.

Сам Матисс, сохранивший эпикурейскую жизнерадостность и спокойствие, хотел свое восприятие жизни воплотить в своей живописи. Но он не углублялся в анализ движущих пружин творчества, полагая, что это – “мало доступная тайна”. Он считал, что “мы не властны над нашим творчеством, оно вне нашей воли. Искусство – это выражение личного дух”. Поэтому он часто повторял: “Когда я работаю, я верю в Бога”.

В искусстве Матисса живет некий шарм уюта, комфортности, обаяния обеспеченных людей. Такие люди существуют вне тягот цивилизации. Вообще признаки цивилизации ему не по нутру, он скорее погружается в условный мир комнат. Матисс не любил политики и отказывался, например, беседовать о ней с коммунистом Арагоном, к которому был искренне привязан как к человеку.

Наиболее известные произведения Матисса – “Танец” и “Музыка” – два  панно, написанные им в 1908 году по заказу С.И. Щукина. Они предназначались для декорации лестничной клетки московского особняка известного мецената (ныне перенесены в Эрмитаж). Гость, входивший с улицы, мог видеть на первом этаже “Танец”. Эта композиция, представляющая хоровод муз, должна была передать чувство легкости – чтобы легче сделать усилие и подняться выше. На площадке второго этажа, когда гость уже внутри дома, он видит “Музыку” – кружок людей, занимающихся музыкой или же ее слушающих. Для третьего этажа была задумана, но не осуществлена последняя композиция цикла – “Медитация”. Эти работы вызвали скандал в Парижском Салоне.

Матисс сравнивал свои композиции с коврами, которые можно свободно перемещать. Сам Матисс оценивал искусство художника по числу новых самому автору. Матисс сделал очень много нового и ввел много знаков.Он показал высокую культуру цвета. Его искусство ясно и глубоко, в нем чувствуется чисто французское равновесие чувства и разума:

“То, о чем я мечтаю, – это об искусстве уравновешенном, чистом, спокойном, без волнующего или захватывающего сюжета, которое бы являлось для всякого человека умственного труда облегчением, отдыхом от мозговой деятельности. Оно должно быть чем-то вроде хорошего кресла, в котором человек отдыхает от физической усталости”.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)