Формы организации воспитательной работы

Формы организации могут быть самыми разнообразными, перечислить их трудно, поэтому обратим внимание на следующие моменты.

При организации любого классного дела надо стремиться к решению с его помощью комплекса воспитательных задач, в частности:

  • развитие познавательных интересов;
  • воспитание высокой эстетической культуры;
  • формирование навыков здорового образа жизни;
  • формирование трудовых навыков;
  •  воспитание чувства долга и ответственности;
  • создание в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки;
  • развитие творческих возможностей учащихся;
  • формирование единого коллектива учеников, родителей, классного руководителя;
  • профилактика отклоняющегося поведения детей.

Ниже приведены примеры оправдавших себя действенных форм воспитательной работы со школьниками. Предложенные образцы ни в коей мере не исключают новых методических решений традиционных форм и поиска новых, творческих форм воспитательной работы.

Воспитание – дело творческое Чем многообразнее будут виды деятельности и организационные формы воспитательной работы, тем успешнее помощь ребенку в его личностном становлении.

Брейн-ринг. Интеллектуальная игра, способствующая развитию творческих, познавательных cпособностей обучающихся, логике мышления, популяризации среди молодежи знаний по разным отраслям науки и культуры. Правила заимствованы из одноименной телеигры, основанной на принципах состязательности команд в сообразительности и быстроте реакции при ответах на различные вопросы.

Вахта памяти. Серия мероприятий, направленных на воспитание патриотизма и уважительного отношения к героическому прошлому соотечественников. В эти дни организуются встречи с ветеранами, конкурсы патриотических стихов и песен, коллективный просмотр и обсуждение кинофильмов, читательские конференции, тематические конкурсы и викторины, военно-спортивные соревнования,
игры.

Вечер. Тематика данной формы может быть самая разнообразная. Вечера могут быть приурочены памятным датам и праздникам; посвящены интересным фактам истории страны, различным проблемам общественно-политической жизни, литературе, искусству, природе и т. п.

Методика подготовки и проведения: создается инициативная творческая группа, которая разрабатывает программу, продумывает сценарий, организовывает репетиции, готовит объявление-анонс и пригласительные билеты. Успех зависит от тематики, cодержательной насыщенности и эмоциональной выразительности сценария, музыкального сопровождения, тщательности подготовки.

Викторина. Занимательная игра, в процессе которой определенной последовательности (логической, хронологической и др.) перед учащимися ставятся вопросы, на которые они дают ответы в устной или письменной форме.

Вопросы обычно объединены общей темой. Викторины могут быть исторические, литературные, музыкальные, научно-технические, морально-этические и смешанные, включающие вопросы из различных областей знаний и человеческих отношений.

Гостиная (поэтическая, музыкальная, педагогическая…). Это форма воспитательного дела, способствующая объединению людей для свободного общения по интересам. Сбор гостей проходит под тихую, мелодичную музыку. Стулья ставятся так, чтобы все могли видеть друг друга. Выбираются ведущие (хозяева гостиной), которые руководят ходом мероприятия.

Первый момент – представление гостей. Тематика гостиной определяет тематику высказываний, воспоминаний. Затем предлагается обмен сувенирами. В гостиных нередко звучат забавные истории,
анекдоты, связанные с тематикой. По ходу обсуждаются возникающие проблемы. Непринужденная дружеская обстановка способствует оживленному взаимодействию участников, давая каждому из них новый импульс для творческого самовыражения.

Дебаты – воспитательное мероприятие, которое строится на заранее спланированных выступлениях участников, проходит в форме формального спора по определенным правилам, где команды, защищая разные позиции некоего спорного утверждения («ЗА» и «ПРОТИВ»), пытаются убедить третью сторону, судей, в том, что их позиция верна. Помимо критического мышления, дебаты развивают и
исследовательские навыки: приводимые аргументы должны быть подкреплены доказательствами.

Интересно
Интерактивная игра – самопознание, анализ, активизация личностных особенностей, обучение на собственном опыте, основанное на социально-психологическом аспекте, где знания приобретаются не извне, а через личный опыт человека. В интерактивной игре нет разделения на группу, разыгрывающую роли, и группу наблюдателей, которые впоследствии участвуют в процессе анализа. Непременным условием является участие каждого в игре, т. к. основным обучающим элементом в данном случае выступает взаимодействие.

В интерактивной игре, как и в ролевой, участникам задается ситуация. Но вместо конкретных ролей участникам даются лишь инструкции, каким образом им следует действовать. Здесь не обязательно, чтобы предлагаемая ситуация напоминала жизненную. Достаточно, если она будет заключать в себе какую- либо проблему, которую следует решить. Перед участниками ставится определенная цель, которую они должны стремиться достичь в ходе игры, например, набрать наибольшее количество очков и т. д. При отсутствии такой цели игра будет восприниматься не серьезно, а игровая ситуация приобретет элемент искусственности и не даст нужного эффекта.

Преимущества интерактивной игры:

  • уровень усвоения информации (через переживания);
  • выработка умений слушать и слышать другого;
  • знания «пропускают через себя», и к некоторому выводу человек приходит либо сам, либо во время обсуждения в группе;
  • обучение через обмен опытом или пассивное наблюдение;
  • взаимодействие, активизация мышления;
  • личный рост;
  • опыт социального взаимодействия;
  • активность и участие каждого;
  • множество путей достичь желаемого;
  • возможность анализа своих действий, ощущение обретения опыта;
  • возможность обменяться опытом и размышлениями;
  • универсальность, многостороннее применение, психологичность (возможность одновременно и диагностики, и коррекции);
  • высокая эффективность рассмотрения материала;
  • выработка умения сотрудничать;
  • возможность делать то, что тебе нравится и таким образом проявить себя с лучшей стороны;
  • разнообразие форм, неизвестность для участников;
  • возможность в непринужденной форме и обстановке приобретать опыт;
  • возможность увидеть решение тех проблем, которые первоначально не ставились для решения;
  • интеграция группы в теплой атмосфере;
  • развитие индивидуальных способностей, стимулирование к более активной полезной деятельности.

Недостатки интерактивной игры:

  • есть риск столкновения личностных амбиций;
  • возможность чрезмерного увлечения игрой, неумение делать выводы;
  • метод результативен в полной мере не для всех возрастных групп;
  • большая продолжительность по времени;
  • не работает в больших группах;
  • требует очень большого мастерства и ответственности тренера;
  • это практика, которая не подкреплена теорией;
  • пассивность некоторых участников, нежелание участвовать;
  • есть риск возникновения конфликтных ситуаций;
  • не до конца можно раскрыть свой творческий потенциал;
  • трудность использования в группах, где участники плохо знают
    друг друга;
  • относительно низкая информационная продуктивность.

«Философский стол» – одна из наиболее сложных форм воспитательной работы с учащимися по вопросам мировоззренческого характера («Смысл жизни», «Нужна ли человеку совесть?»), требующая философского осмысления обсуждаемой проблемы как педагогом, так и учащимися. Данное мероприятие необходимо тщательно готовить.

Перед участниками «Философского стола» заранее ставится вопрос, ответ на который они ищут в философской литературе.

Важно, чтобы обсуждение проблемы не свелось к прочтению заранее заготовленных докладов, выступлений. В качестве одного из условий беседы выдвигается опора на конкретные житейско-обыденные наблюдения и факты. Искусство педагога проявляется в том, чтобы своевременно связать суждения воспитанников, поддержать их смелую мысль, заметить тех, кто еще не приобрел решимости сказать свое слово.

Атмосфере активного обсуждения проблемы способствует и оформление помещения, где проходит мероприятие: составленные кругом столы, портреты философов, плакаты с афоризмами на тему разговора.

На «Философский стол» могут быть приглашены гости: учащиеся, авторитетные преподаватели и специалисты. Возможно, в итоге длительных размышлений участники не придут к окончательному и единому решению поставленной проблемы.

Главное – это стимулирование учащихся самостоятельно анализировать и размышлять, искать ответы на вопросы о смысле жизни.

Интересно
Ярмарка солидарности. Форма воспитательной работы с обучающимися, организуемая с целью продажи изготовленных ими «товаров». Вырученные от продажи средства поступают в определенный фонд для нуждающихся в помощи.

Для организации ярмарки создается специальная комиссия из представителей органов самоуправления, педагогов, членов родительского комитета. Комиссия принимает и оценивает «товары», информирует об условиях проведения ярмарки.

Место проведения ярмарки украшено, звучит музыка, возможны выступления коллективов художественной самодеятельности, агит-бригад. Завершает работу ярмарки выступление ее организаторов, в котором подводятся итоги, отмечаются особо отличившиеся, сообщается о сумме вырученных денег, зачитывается решение об их перечислении в определенный фонд.

Педагогическая ценность ярмарки солидарности не только в стимулировании проявления способностей учащихся, но и в ярко выраженной гуманистической направленности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)