Формы муниципального и государственного долга

В первоначальном варианте БК РФ были закреплены формы государственного (муниципального) долга. Однако Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ ст. 98 БК РФ была изложена в новой редакции, которая вступила в силу с 1 января 2008 г.

В соответствии с указанными нововведениями в БК РФ теперь закрепляются не формы, а виды долговых обязательств. Претерпело изменение и само наименование ст. 98 — «Структура государственного долга Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств Российской Федерации».

Однако сразу за- метим, что принципиальных нововведений законодателем в данном случае не было осуществлено. Речь скорее идет о приведении указанной статьи в соответствие с нормами ГК РФ, регулирующими понятие формы обязательств.

Количество видов долговых обязательств, так же как ранее форм, указано пять, и все они были фактически и ранее поименованы в ст. 98 БК РФ (она объединяла одновременно и формы, и виды указанных обязательств). В научной и учебной литературе термины «виды» и «формы» долговых обязательств используются как взаимозаменяемые.

Итак, с 1 января 2008 г. структура госдолга РФ согласно БК РФ представляет собой группировку долговых обязательств РФ по установленным указанной статьей видам долговых обязательств.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств:

  • по кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
  • государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;
  • бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • государственным гарантиям Российской Федерации;
  • иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством РФ на государственный долг РФ.

Долговые обязательства субъекта РФ в соответствии со ст. 99 БК РФ могут существовать в виде обязательств:

  • по государственным ценным бумагам субъекта РФ;
  • бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта РФ от других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • кредитам, полученным субъектом РФ от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;
  • государственным гарантиям субъекта РФ.

Таким образом, виды долговых обязательств Российской Федерации и субъектов РФ фактически совпадают, за исключением последнего, пятого, пункта (иные долговые обязательства).

Структура муниципального долга согласно ст. 100 БК РФ представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств:

  • по ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);
  • бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов;
  • кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;
  • гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).

Следовательно, в отличие от государственного долга муниципальный долг не может формироваться за счет привлечения кредитов иностранных банков и международных финансовых организаций.

Указанный в БК РФ (ст. 99—100) перечень форм (видов) регионального и муниципального долга является исчерпывающим, в иных формах (видах) долговые обязательства заключаться не могут. Это обстоятельство обусловливает, в свою очередь, и состав объема федерального, регионального и муниципального долга.

В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:

  • номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ;
  • объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте РФ;
  •  объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;
  • объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте РФ;
  • объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств РФ, оплата которых в валюте РФ предусмотрена федеральными законами до введения в действие БК РФ.

В объем государственного внешнего долга РФ включаются:

  • номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
  • объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
  • объем обязательств по государственным гарантиям РФ, выраженным в иностранной валюте.

В объем регионального долга включаются:

  • номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъекта РФ;
  • объем основного долга по кредитам, полученным субъектом РФ;
  • объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта РФ от бюджетов других уровней;
  • объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом РФ, а также объем иных (за исключением указанных) не- погашенных долговых обязательств субъекта РФ.

С 1 января 2008 г. БК РФ закрепляет (по аналогии с федеральным долгом) объем внутреннего и внешнего регионального долга. В объем государственного внутреннего долга субъекта РФ в соответствии с п. 3 ст. 99 БК РФ включаются:

  • номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъекта РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ;
  • объем основного долга по кредитам, полученным субъектом РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ;
  • объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта РФ от других бюджетов;
  • объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом РФ, выраженным в валюте РФ;
  • объем обязательств субъекта РФ перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);
  • объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств субъекта РФ (в валюте РФ).

В объем государственного внешнего долга субъекта РФ включаются:

  • номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъекта РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
  • объем основного долга по кредитам, полученным субъектом РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
  • объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом РФ в иностранной валюте, а также предоставленным в обеспечение обязательств в иностранной валюте;
  • объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств субъекта РФ (в иностранной валюте).

В объем муниципального долга включаются:

  • номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;
  • объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет;
  • объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;
  • объем обязательств по муниципальным гарантиям, а также объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств муниципального образования.

Все средства, поступающие в виде различных видов долговых обязательств, в соответствии с требованиями ст. 113 БК РФ должны быть в обязательном порядке отражены в соответствующих бюджетах.

При этом поступления в бюджет средств от заимствований отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита соответствующего бюджета, а все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт (или разницу между ценой размещения и ценой погашения (выкупа)), учитываются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.

Поступления в бюджет от размещения государственных (муниципальных) ценных бумаг в сумме, превышающей номинальную стоимость, поступления в бюджет, полученные в качестве накопленного купонного дохода, а также разница, возникшая в случае выкупа ценных бумаг по цене ниже цены размещения, относятся на уменьшение расходов на обслуживание государственного или муниципального долга в текущем финансовом году.

Погашение основной суммы долга РФ, долга субъекта РФ, муниципального долга, возникшего из государственных или муниципальных заимствований, учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета.

При этом в ст. 113 БК РФ особо оговорено, что при исполнении обязательств по государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации, предусматривающим в соответствии с условиями их выпуска передачу кредиторам иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента, размер государственного долга РФ уменьшается на величину основного долга (рассчитанную в денежном выражении) по погашаемым таким образом обязательствам.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)