Эмиссионное право
В настоящее время именно государство (а не рынок) устанавливает объекты, выполняющие функции денег. Единые деньги, определяемые де- нежным суверенитетом государства, в свою очередь, составляют единую основу в вопросах регулирования государством денежных отношений вне зависимости от сферы их возникновения. Ведь денежный оборот в государстве является единым, хотя внутри него и складываются различные де- нежные потоки, часть из которых обеспечивает создание и использование денежных ресурсов общества, а другая часть опосредствует эквивалентно- возмездные общественные отношения.
Перечисленные обстоятельства дают основание некоторым ученымправоведам говорить о формировании самостоятельного подразделения системы права, регулирующего денежные отношения. По поводу его на- звания, предмета, методов и иных характеристик единая точка зрения отсутствует. Такое подразделение системы права, как правило, называется эмиссионным правом или правом денежного обращения.
Например, Н. М. Артемов, Л. Л. Арзуманова, А. А. Ситник, Р. Э. Товмасян считают, что право денежного обращения как подотрасль финансового права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, направленных на планомерную организацию процесса движения денежных средств в наличной и без- наличной форме, выраженных в национальной или иностранной валюте.
Более распространенным названием подразделения системы права, регулирующего денежные отношения, является эмиссионное право. Такие представители финансово-правовой науки, как С. В. Запольский, К. С. Бельский, И. А. Цинделиани и др. определяют эмиссионное право как подотрасль финансового права, регулирующую общественные отношения в области эмиссионной деятельности государства, направленной на вы- пуск денежных знаков и организацию:
- наличного денежного обращения;
- безналичного денежного обращения;
- ведения кассовых операций;
- обращения ценных бумаг;
- обращения иностранной валюты.
Как известно, любой элемент системы права (отрасль, подотрасль, институт) является объективным подразделением системы права, включающим в себя правовые нормы, регулирующие определенную по объему и качеству обособленную сферу общественных отношений.
Эмиссия денег и регулирование движения денежной массы в конечном счете выполняют роль центральной несущей конструкции для всей экономики государства, но при этом не составляют обособленную сферу общественных отношений. Наоборот, правовые нормы, регулирующие денежные отношения, регулируют отношения, относящиеся к различным обособленным сферам.
Эти правовые нормы могут быть нормами конституционного права (на- пример, ст. 75 Конституции РФ), административного права (к примеру, п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»), финансового права (например, п. 5 ст. 45 НК РФ), гражданского права (к примеру, п. 1 ст. 861 ГК РФ), семейного права (например, п. 1 ст. 83 СК РФ), трудового права (к примеру, ч. 1 ст. 126 ТК РФ) и иных отраслей права (прав социального обеспечения, природоресурсного права и т.д.).
Как видим, эмиссионное право, в сущности, представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, относящиеся к различным обособленным сферам. Нормы эмиссионного права содержатся в огромном количестве различных нормативных правовых актов, составляющих основу разных отраслей законодательства. Такая ситуация вызвана субъективным фактором, обусловленным потребностями юридической практики, динамикой развития общественной жизни.
Эмиссионное право в качестве структурного образования системы законодательства представляет собой комплексную отрасль законодательства РФ, включающую нормы различных отраслей права и регулирующую отношения в такой сфере государственного управления, как организация денежного обращения.
Как отрасль законодательства РФ эмиссионное право формируется по предмету правового регулирования — это отношения, возникающие в процессе организации денежного обращения, и не обладает самостоятельным методом.
С точки зрения вертикальной (иерархической) системы построения эмиссионного права как отрасли законодательства РФ, ее действующий нормативно-правовой массив характеризуется следующими особенностями:
- законы содержат в подавляющем большинстве нормы таких отраслей права, как конституционное, административное, гражданское и финансовое право;
- подзаконные нормативные правовые акты принимаются преимущественно ЦБ РФ.
Что касается места эмиссионного права в федеративно-территориальной системе Российской Федерации, то на основании распределения право- творческих полномочий между федеральными органами и органами субъектов РФ, а также органами местного самоуправления, эмиссионное право как отрасль законодательства состоит из федерального законодательства.
Эмиссионное право можно рассматривать и в качестве элемента си- стемы финансового права. Оно регулирует отношения, составляющие предмет финансового права, а именно: общественные отношения, возникающие в процессе деятельности по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию государственных, муниципальных и иных публичных денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач публичного характера.
Предметом эмиссионного права являются общественные отношения, возникающие при организации денежного обращения в сфере финансов, под которыми понимается совокупность перераспределительных денежных отношений в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства.
Эмиссионное право регламентирует особую сферу отношений в пределах более широкого комплекса отношений — финансовых отношений, оставаясь цельным по составу и предмету регулирования. Являясь крупным экономически и политически важным структурным подразделением, имеющее в своем составе ряд правовых институтов, эмиссионное право является подотраслью финансового права.
В качестве подотрасли финансового права эмиссионное право делится на составные части — правовые институты, состоящие из обособленных групп норм, регулирующих однородные отношения и отличающихся качественным единством.
Основными институтами эмиссионного права как подотрасли финансового права являются:
- институт эмиссии денег;
- институт обращения наличных денег в сфере финансов;
- институт безналичного денежного обращения в сфере финансов;
- институт обращения иностранной валюты и денежных суррогатов в сфере финансов;
- институт обращения электронных денег в сфере финансов;
- институт финансового контроля за денежным обращением в сфере финансов.
- Правовое регулирование бюджетного процесса
- Общие условия и принципы формирования государственных доходов
- Налоги прямые и косвенные
- Понятие и значение публичного (муниципального и государственного) кредита и долга в Российской Федерации
- Правовые основы публичного кредита и долга
- Понятие, системы, принципы государственных и муниципальных расходов
- Финансовые обязательства, вытекающие из деликта
- Финансовые обязательства, возникающие из плановых экономических актов
- Специальные налоговые режимы
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу