Финансовые обязательства, возникающие из плановых экономических актов

БК РФ учитывает в доходах бюджета часть прибыли унитарного предприятия, остающуюся после уплаты налогов и других обязательных платежей. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет часть прибыли в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются компетентными органами публичного образования.

Например, согласно Правилам разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.04.2002 № 2283, часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, рассчитывается путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, осуществляемых за счет чистой прибыли (п. 6).

Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством в ряде случаев часть прибыли унитарных предприятий поступает не в бюджетную систему, а в собственность государственных корпораций. Например, согласно действующему законодательству федеральные государственные предприятия, права собственника имущества которых осуществляются Государственной корпорацией «Росатом», часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, перечисляют в доход указанной государственной корпорации.

Таким образом, в настоящее время отношения по поводу получения собственником части прибыли унитарного (казенного) предприятия урегулированы административным актом компетентного органа, представляющего соответствующее публично-правовое образование.

В юридической литературе отмечается, что выведение вопроса о размере и порядке изъятия части прибыли из сферы гражданско-правового регулирования не способствует повышению эффективности деятельности унитарных предприятий и ущемляет их права как участников гражданского оборота, поскольку лишает субъекта права хозяйственного ведения обжаловать в суде решения собственника по установлению доли прибыли, если ее размер может существенно повлиять на деятельность предприятия.

Принципы формирования государственных доходов имеют прежде всего конституционное закрепление, а также детализируются в актах финансового законодательства, непосредственно закрепляющих механизмы формирования публичных денежных фондов.

Необходимо отметить, что законодательное закрепление имеют лишь принципы формирования доходов, поступающих в бюджетную систему. Так, БК РФ закрепляет следующие принципы формирования доходов бюджетов:

  • принцип полноты отражения доходов;
  • принцип разграничения доходных источников Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • принцип финансовой самостоятельности публично‑правовых образований.

Принцип полноты отражения доходов имеет закрепление в рамках ст. 32 БК РФ. Согласно этому принципу все доходы бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах. Указанный принцип сформулирован законодателем с учетом предписаний Конституции РФ (ч. 1 ст. 1, ч. 1 и 2 ст. 3, ч. 2 ст. 24, ч. 1 ст. 32), согласно которым формирование бюджетов должно отвечать требованиям открытости, прозрачности как процесса принятия органами государственной власти финансовоемких решений, так и самого использования финансовых ресурсов Российской Федерации, что способствует реализации базирующегося на принципах демократии эффективного контроля гражданского общества за финансовой деятельностью государства в лице его органов.

Общий порядок закрепления поступлений в бюджет за органами государственной власти и органами местного самоуправления — администраторами доходов бюджета — устанавливается указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утверждаемыми приказом Минфина России.

Принцип разграничения доходных источников Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований предполагает закрепление за уровневыми бюджетами законодательством РФ полностью или частично доходов на постоянной основе, именуемых в теории финансового права закрепленными доходами.

Принцип финансовой самостоятельности публично-правовых образований находит развитие в рамках бюджетного законодательства, в соответствии с которыми публично-правовые образования самостоятельно осуществляют формирование доходной базы бюджетов соответствующих территорий. Так, согласно ст. 31 БК РФ органы государственной власти (органы местного самоуправления) вправе самостоятельно устанавливать платежи, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ.

Вместе с тем действующим законодательством закреплены механизмы, ограничивающие самостоятельность публично-правовых образований при формировании их бюджетов. Так, при формировании доходов бюджетов субъекты РФ (муниципальные образования) связаны установленными на федеральном уровне едиными формами бюджетной классификации, обеспечивающими сопоставимость показателей бюджетов бюджетной си- стемы РФ при их составлении и исполнении.

Кроме того, при реализации полномочий, направленных на пополнение бюджета, органами государственной власти (органами местного самоуправления) должны соблюдаться правила установления и введения платежей, являющихся источниками доходов. Например, федеральный законодатель закрепляет положения, ограничивающие полномочия органов государственной власти субъектов РФ (муниципальных образований) в части установления налогов и сборов. Согласно ст. 12 НК РФ субъекты РФ (муниципальные образования) лишены полномочий по установлению сборов, а также по определению отдельных элементов налогообложения в отношении региональных и местных налогов, закрепленных НК РФ.

Принципы формирования государственных доходов, поступающих в публичные фонды за рамками бюджетной системы, не имеют столь четкого законодательного закрепления. Формирование указанных государственных доходов обеспечивается субъектами, осуществляющими государственно-властные полномочия (например, государственными корпорациями, саморегулируемыми организациями), с учетом положений действующего законодательства об обязательных взносах (платежах), являющихся источниками формирования денежных фондов, находящихся в управлении этих субъектов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)