Функции семьи и ее жизненный цикл

Рассматривая вопрос о функциях семьи, важно подчеркнуть их объективный характер. Человечество в процессе своего развития по-степенно оставило семье лишь те функции, которые обеспечивают возможность самовоспроизводства человека, самореализации его индивидуальных, психофизиологических и личностных качеств. Функции семьи обычно разделяются на специфические и неспецифические.

Специфические функции семьи:

x репродуктивная (производство детей и воспроизводство самого человека);

x социализации (воспитание детей);

x сексуального контроля;

хозяйственно-бытовая.

Названные функции остаются неизменными, пока существует институт семьи. Может измениться характер взаимоотношений семьи и личности, семьи и общества, семьи и различных социальных индивидов, но пока в обществе существует необходимость в воспроизводстве человека, специфические функции семьи не утратят своего значения.

И даже несмотря на то, что с усилением роли общественного производства общество сможет все в большей степени оказывать помощь семье в процессе воспитания и социализации подрастающего поколения.

Существующие теории «кризиса» семьи обычно преувеличивают роль биологического фактора в репродуктивном процессе воспроизводства человека. С точки зрения представителей подобных теорий, роль семьи отпадает в связи с огромными перспективами биомедицины.

Зачатие в «пробирке» возможно, оно успешно применяется для коррекции некоторых нарушений детородной функции, но из этого не следует, что отпадает необходимость в родительской заботе и воспитании новых поколений. Такой подход сводит понятие «семья» лишь к биологическому аспекту.

Семья же является социальным институтом и исчезнет только тогда, когда появится иной социальный институт, который возьмет на себя ее функции.

Платон еще в IV в. до н. э. в своей теории построения идеального государства описывал ситуацию, в которой общество с момента рождения ребенка изымает его у матери и берет на себя все функции по уходу и воспитанию. Довольно удачный опыт воплощения идей общественно-трудового воспитания оста-вили нам педагоги-новаторы В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и др.

Неспецифические функции семьи:

x накопление и передача собственности, социального статуса; x организация производства и потребления; x ведение домохозяйства;

x налаживание отдыха и досуга;

x забота о здоровье;

x защита от стрессов;

x защита от социальной несправедливости.

Можно констатировать тот факт, что и во втором тысячелетии семья не стала для государства объектом первоочередной заботы и внимания, хотя многие социальные институты берут на себя функции образования и воспитания (ясли, детсады, школы), защиты и охраны (милиция, ар-мия), обеспечения питания, одежды, досуга (сфера обслуживания) и т.п.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)