Формы и типы общения
Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам и типам. В этот перечень входят деловые беседы, в том числе деловые обеды, завтраки, ужины, переговоры, собрания, совещания, различные виды конференций и т. д.
Деловое общение происходит внутри организации и во внешней среде. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном, массовом и межличностном.
Под прямым общением понимается естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика и др.), когда информация передается одним участником другому.Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения «дополнительного» участника как посредника, через которого происходит подача информации.
Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психологический контакт, так как осуществляется посредством предметов или устройств, например писем или телефона, затрудняющих восприятие или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения.
Массовое общение – это множественные контакты зачастую незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.
По ориентации выделяют три типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.
Особенность императива в том, что конечная цель общения – принуждение партнера – не завуалирована. В качестве средств влияния используются приказ, указания, предписания и требования.
Манипуляция – это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений.
Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнера по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над мыслями и поведением другого человека.Коренное отличие состоит в том, что партнер не информирован об истинных целях общения, они либо просто скрываются, либо подменяются другими.
Диалог возможен лишь в случае соблюдения следующих правил взаимоотношений.
- Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние.
- Безоценочное восприятие личности партнера.
- Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.
- Содержанием общения должна стать проблематизация, не прописные истины и догмы, а проблемы и нерешенные вопросы.
- Персонификация общения – разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.
В качестве альтернативы таким типам общения, отношений между людьми может быть рассмотрен диалог, позволяющий перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу