Формирование системных слуховых образов у детей с нару­ шением зрения

Образы внешнего мира как слепых, так и слабовидящих никогда не бывают одномодальными: их структура сложна и всегда включает информацию, полу­чаемую от различных анализаторов, как сохранных, так и нарушенных.

В зависимости от глубины поражения зрительного анализатора и индиви­дуальных особенностей доминирующей становится деятельность разных ана­лизаторов. Именно поэтому в истории тифлопсихологии выдвигались теории приоритета в познании мира зрения, или слуха, или осязания. В структуре образа объекта внешнего мира слепого и слабовидящего значительную роль играет слух, поскольку позволяет характеристики объекта воспринимать дистантно. По мере того как звуки начинают играть роль сигнала и связываются определенным образом с предметами и их действиями, ориентировка в социальной жизни становится более точной и определенной.

Как мы уже говорили, дифференциация звуков и отнесение их к опреде­ленным предметам и людям у детей с нарушением зрения возникает в 5–6 месяцев, когда у ребенка формируются предметные действия в осязательном по­ ле. Развитие сигнальной функции слуховых раздражителей связывается с вза­имодействием слуха и осязания и формируется постепенно.

Исследование Л. И. Солнцевой слухового восприятия ребенка как сигналь­ной функции показало, что сначала звук воспринимается без соотнесения с предметом, затем как характеристика одного из взаимодействующих объектов (инструмент, орудие или объект) и, наконец, как обозначение взаимодействия объектов.

Дети от фрагментарного и глобального восприятия переходят к анализиру­ющему восприятию, основанному на четком анализе отдельных качеств, их синтезе в системный образ, адекватно отражающий воспринимаемый объект. Сигнальность звуковых признаков характеризуется разной степенью обобщен­ности – от сигнализации неопределенного действия к четкому и конкретному отражению взаимодействующих объектов. Именно это позволяет детям с нарушением зрения использовать слух в качестве определителя различных жизнен­ных ситуаций.

Предметная отнесенность звуков является результатом более сложной психической деятельности, чем простая тренировка слуха. Она вклю­чает в себя осознание и оценку звука, соотнесение его с определенными пред­метами и их качествами и осуществляется в процессе практической деятельно­сти и на основе использования информации, получаемой с помощью восприя­тия другой модальности, в частности осязательной. Предметная отнесенность звука позволяет воспринимать на расстоянии пространственные и временные отношения и является сигналом о появлении объектов, движении, изменении деятельности и т. д.

Роль слуха в жизни и деятельности слепых более значительно, чем у зря­чих. А. А. Крогиус, цитируя П. Дюфо, говорил, что слух является для них тем же, чем зрение для зрячих. С помощью слуха слепые узнают и локализуют на­хождение предметов, людей, ориентируются в пространстве. А. А. Крогиус, а впоследствии В. С. Сверлов отмечали, что по колебаниям тембра, интонации, громкости голоса слепые могут судить о человеке, его настроении, характере, отношению к окружающим и о психических состояниях человека.

В истории тифлопсихологии Д. Дидро, Klein, Knie, Дюфо отмечали изо­щренность слуха слепых, развивающуюся спонтанно как компенсация утрачен­ного зрения. А. А. Крогиус приводит результаты исследования Грисбаха, пока­зывающие слабое развитие у слепых пространственных слуховых восприятии. В то же время в собственных экспериментах А. А. Крогиус отмечает более вы­сокий «пространственный порог» слуховых ощущений у зрячих.

Современные экспериментальные психологические исследования показа­ли, что различия в слуховой функции зрячих и слепых связаны с индивидуаль­ными различиями и не свидетельствуют об изначальной изощренности слуха слепых. Постоянное использование слуха в пространственной ориентировке слепых приводит к повышению как абсолютной, так и различительной чувстви­тельности.

Пространственная ориентация и различного рода деятельность слепых требуют способности тонко дифференцировать звуки, шумы, определять ис­точник звуков и направление звуковой волны, поэтому у них, чаще использую­щих слух при выполнении различных видов деятельности, повышается слухо­вая различительная чувствительность. В общей психологии выделяются три вида слуховых ощущений, восприя­тии, представлений: речевые, музыкальные и шумы.

Способность воспринимать и различать звуки речи, т.е. фонемы, является основой овладения звукой стороной языка. Развитый фонематичекий слух у слепых, как и у зрячих, является основой и предпосылкой успешного овладения детьми грамотой. Он развивается и совершенствуется в процессе обучения, формирования представлений о звуковом составе языка.

Б. М. Теплов отвечает, что музыкальный слух как особая форма человече­ского слуха формируется в процессе обучения музыке. Его исследования опро­вергают мнение о том, что музыкальный слух свойствен слепым и автоматиче­ски развивается более быстрыми темпами, чем у зрячих, в связи с потерей зре­ния. Музыкальный слух развивается у лиц с нарушением зрения в основном теми же темпами, как и у нормально видящих.

Однако более интенсивное ис­пользование слепыми слуха как единственного (не считая обоняния) дистант­ного анализатора, сигнализирующего о пространстве, объектах и их взаимодействии, обусловливает формирование более тонких дифференцировок зву­ковых качеств окружающего предметного мира. Этому способствуют также му­зыкальные занятия, обучение игре на различных инструментах. Ю. М. Гох­фельд говорит, что в процессе обучения у детей вырабатывается об­остренный слух, способность к сосредоточенному слуховому вниманию, хоро­шо натренированная слуховая память.

Его исследование показало, что про­странственная ориентировка в процессе обучения игре на фортепиано и овла­дение не только клавиатурой, но и пространством над ней основывается на слуходвигательных связях, на умении «предслышать» внутренним ухом звук, соответствующий клавише. Роль слухового анализатора при этом – веду­щая, так как слуховые восприятия и представления являются источником взаи­модействия и центральным звеном в слухо-двигательных связях.

Однако под влиянием шума и длительного звукового воздействия может проявляться усталость слухового анализатора, развиться тугоухость. А. Дашкя­ вичюс, исследуя состояние слуховой функции инвалидов по зрению, по­казал, что у 32,5 % слепых, работающих в шумных условиях, имеет место ухуд­шение слуха.

При этом малейшее снижение слуха резко сказывается на при­способлении слепых к окружающему миру, так как основное качество слуховых образов – предметная отнесенность – непосредственно связывается у слепых с формированием осязания, с использованием руки и ее способностью тактильного освоения внешнего мира.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)