Формирование первоначального письма у первоклассников

Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении. Зачастую причиной таких трудностей является низкий уровень развития речи.

В школе начинается активное использование не только устной речи, но и письменной. Формирование навыка письма является одним из наиболее сложных процессов. Для него огромное значение имеет общее развитие ребенка: интеллектуальное, речевое, моторное и степень владения интегративными умениями: зрительно-моторными, сенсомоторными и слухомоторными.

Формирование графомоторных навыков письма, по мнению специалистов и практиков, процесс длительный и непростой. Во-первых, проблемы в усвоении графомоторных навыков во многом можно объяснить особенностями психического развития ребёнка: младшему школьнику свойственны недостаточность целенаправленности действий, слабые навыки анализа затруднения в соблюдении последовательности выполнения заданий на уроке.

Во-вторых, недостаточное развитие мелкой пальцевой моторики осложняет формирование графомоторных навыков учащихся (искажаются формы и пропорции букв, не соблюдается расположение букв по линии строки, письмо ломаное).

В-третьих, у младших школьников сниженный уровень сенсорных процессов, что также приводит к несформированности навыков формирмирования зрительно-двигательных образов знаков букв и к затруднениям при письме, в частности, неумению писать буквы в соединении.

В-четвёртых, на формирование навыка письма влияет уровень развития устной речи. Чем раньше ребёнок овладевает речью и чем она богаче, тем быстрее происходит овладение навыком письма. Элементарные графические навыки нужно отличать от графических навыков рисования: приемы письма прямо противоположны приемам рисования. Среди навыков письма выделяют три группы (рисунок 1).

В системе обучения графическому навыку получили распространение копировальный, ритмический, методы, метод Карстера и др. Копировальный метод заключался в том, что учитель прописывал в тетрадях точками или светлыми чернилами буквы и слова, а дети привыкали к форме букв, обводя их.

Очень эффективен этот метод при индивидуальной работе с учащимися на начальной стадии обучения. Линейный метод основан на том, что учащиеся сначала упражняются в написании крупных букв (8 мм) с опорой на две линейки с частыми наклонными линиями. Способ помогает правильному начертанию букв одинаковой высоты, регулированию одинакового расстояния между эле- ментами букв и самими буквами. Генетический способ.

Способ основан на обучении, построенном по принципу постоянного нарастания трудностей письма. Дети учатся писать буквы и их элементы не по алфавиту, а по усложнению их написания. Все буквы распределяются по группам на основе сходных элементов.

Этот способ ценен тем, что учащиеся осваивают постепенно только по одной трудности, благодаря этому усвоение письма идёт быстрее и успешнее. Тактильный или ритмический способ – это письмо под счет. Тактирование способствует выработке плавности в движениях, помогает ускорить темп письма, развивает четкость и уверенность движений руки. Однако не рекомендуется применять этот способ длительно и постоянно, т.к. дети утомляются при однообразной работе под счёт, интерес к письму у них
притупляется.

Также в системе обучения графическому навыку особое внимание уделяется методике Потаповой и Илюхиной. Технология обучения письму Потаповой Е.Н. основывается на трёх этапах: развитие мускульной памяти; развитие тактильной памяти; закрепление знаний, умений, навыков. Первый этап обучения письму ставит целью постановку пальцев, руки. Основная цель второго этапа – развить тактильную память (память кончиков пальцев). Третий этап обучения письму. Происходит закрепление умений и навыков письма.

Таким образом, процесс развития первоначального навыка письма у первоклассников оптимизировался благодаря реализации коррекционно- развивающей работы, основанной на изучении индивидуального уровня развития графического навыка и комплексу специально организованных коррекционно-развивающих занятий, направленных на устранение типичных и индивидуальных ошибок и целенаправленное научение детей графомоторным навыкам.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)