Формирование основ экологической культуры дошкольников

В настоящее время проблема низкой экологической культуры, экологического самосознания и четкой позиции личности на природоохранную деятельность стала настолько актуальной, что экологическое воспитание стало первостепенной задачей и центральным вектором в изменении современной экологической ситуации.

Экологическая культура личности позволяет человеку постичь гармонию как со своим внутренним, так и с внешним миром. В детские годы это умение формируется за счет специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности.

Эффективным средством формирования основ экологической культуры дошкольников является их участие в проектной деятельности. Именно проектная деятельность позволяет сформировать у дошкольников базу знаний и представлений о живой и неживой природе, развит экологические чувства и отношение к природе (любовь и бережное отношение к природе, забота о чистоте окружающей природной среды), повысить уровень культуры поведения в природе.

Предлагаем проект по формированию основ экологической культуры дошкольников «Экологические тропинки».

Экологическая культура формируется у детей в ходе проектной исследовательской (краеведческой) и природоохранной деятельности, опирающейся на развитие познавательных интересов и творческой рефлексии и сочетающей в себе элементы исследовательской и коллективной творческой деятельности.

Экологические проекты осуществляются как отдельными воспитанниками (совместно с родителями), так и группой воспитанников (совместно с воспитателем): – «Цветочные дорожки» (реализуется воспитателем и родителями).

Цель проекта – преобразить вытоптанные тропинки на дорожки, вдоль которых будут расти различные виды цветов, посаженные ребятами; – «Лесная аптека» (реализуется родителями). Цель проекта – познакомиться с лекарственными растениями, выяснить, какие из них растут в данной местности, открыть лесную аптеку у себя в группе; – «Окно радости» (реализуется родителями).

Цель проекта подарить людям улыбку, а это значит увеличить в окружающем нас мире количество добра, снять с души что-то тревожное или злое, сделать еще один шажок к гармонии всего живого на Земле; – «Огород на окне» (реализуется родителями).

Проект направлен на расширение у детей знаний о развитии растений, опыта наблюдения и ухода за ними. Выращивается рассада при систематическом наблюдении детей и сказочно-игровой инструментовке. У каждого ребенка – свой росточек, которому дано имя, о котором написаны рассказы, сделаны рисунки, фотографии, дневник наблюдений; – «Галерея экологических портретов» (реализуется воспитателем).

Интересно
Цель – знакомство с экологическими профессиями, с «экологической составляю- щей» разных профессий, «экологических портретов» семьи с рассказом о пройденных семьей «экологических тропах» – встречах с природой; – «Эко-почта» (реализуется воспитателем). Цель проекта – открыть эко-почту.

Первое письмо – папам, призывающее не покупать для мам первоцветы. Второе – людям, торгующим на рынке первоцветами, ландышами.

Письма оформляются, запечатываются в конверты и с участием взрослых (и самих авторов писем) доставляются адресатам. Эти проекты сочетают в себе познавательную и творческую деятельность. Заключительным мероприятием является творческая презентация всех проектов по итогам их выполнения.

Она проводится в форме открытого занятия, на котором каждый ребенок вместе с родителем представляет творческий отчет о проделанной работе: фотографии, рисунки, стихи, рассказы и др. Таким образом, в ходе проектной деятельности у дошкольников воспитывается установка на позитивное взаимодействие с природой и людьми, творческое созидание, улучшение состояния окружающей среды.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)