Физико-химические свойства грузов

Физико-химические свойства груза характеризуют его транспортное состояние и способность вступать во взаимодействие с окружающей средой, воздействовать на подвижной состав, складские ёмкости, погрузочно-разгрузочные машины и устройства, другие грузы, а также на здоровье людей.

От физико-химических свойств груза зависят условия его транспортирования, перегрузки и хранения, а также основные требования к таре и упаковке груза.

Физические свойства грузов определяют различные характеристики, связанные с физическим состоянием груза.

Основными физическими свойствами грузов являются:

  • абразивность – способность грузов истирать при движении соприкасающиеся с ним поверхности (желоба, конвейерные ленты и т.п.). Значительной истирающей способностью обладают такие грузы, как цемент, зерно, формовочная земля, пемза, песок и др.;
  • влажность – содержание влаги в массе груза. Отношение массы жидкости, содержащейся в грузе, к массе сухого вещества (в %) называется абсолютной влажностью груза ω . Отношение массы жидкости к массе влажного вещества (в %) называется относительной влажностью груза ω о . Максимальное количество влаги, которое может поглотить единица сухого вещества из насыщенной паровоздушной среды, называется максимальным гигроскопическим влагосодержанием. Если груз содержит большее количество влаги, то он находится в подмоченном состоянии. Влажность некоторых грузов (угли, торф, сланцы и др.) не должна превышать предельную допустимую влажность (указанную в ГОСТ) с целью предотвращения их смерзания при перевозке;
  • вязкость (внутреннее трение) – свойство жидкостей и газов, характеризующее сопротивление действию внешних сил, вызывающих их течение. Вязкость костей зависит от температуры и давления. С повышением температуры вязкость жидкостей уменьшается, с увеличением давления – увеличивается. Для газов – с повышением температуры вязкость увеличивается. Вязкость определяет технологию перевозки, скорость перекачки груза, остаток в ёмкости;
  • гранулометрический состав (кусковатость) – количественное распределение частиц (кусков) различного размера (крупности). Определяется для насыпных и навалочных грузов с разделением их на классы в зависимости от размеров кусков. Для отдельных массовых грузов (угли бурые, каменные и антрациты, песок) кусковатость определена ГОСТ;
  • липкость – способность грузов прилипать к поверхностям тары, кузова подвижного состава, бункеров и друг к другу, образовывая прочную монолитную массу. Липкими становятся обычно влажные грузы (угли, торф, глина), однако этим свойством обладают и сухие грузы. Так, сера и тальк липнут к стали, мел к дереву и др.;
  • морозостойкость – способность груза выдерживать воздействие низкой температуры, не разрушаясь и сохраняя свои качественные характеристики. Данными свойствами обладают различные минерально-строительные материалы, лесоматериалы, твёрдые виды топлива и др.;
  • огнестойкость – способность груза не воспламеняться и не изменять своих первоначальных свойств под воздействием огня. Данными свойствами обладают кирпич огнеупорный, земля формовочная и др.;
  • пористость – наличие и величина внутренних пор и капилляров. Определяется для насыпных и навалочных грузов (зерно, кокс и др.) при определении их объёмно-массовых характеристик.

В грузах растительного и животного происхождения взаимодействие с окружающей средой приводит к развитию биохимических процессов. Биохимические процессы, протекающие в грузах, вызываются различными причинами. Процессы автолиза, дыхания, дозревания и прорастания вызваны процессами, происходящими в самом продукте. Гниение, брожение и плесневение объясняются наличием в грузе различных микроорганизмов и их жизнедеятельностью.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)