Финансовый механизм

Понятие финансового механизма, его структурные элементы

Организация финансовых отношений всеми экономическими субъектами, формирование, распределение и использование финансовых ресурсов органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями и домохозяйствами, реализация целей и задач проводимой ими финансовой политики осуществляются с использованием соответствующих приемов, методов, форм, инструментов и т.д.

Такие элементы определяют порядок практической реализации финансовых отношений, образования и расходования финансовых ресурсов и проведения количественной оценки их параметров на централизованном и децентрализованном уровнях. Использование разнообразных приемов организации финансовых отношений осуществляется не только в ходе реализации целей и задач финансовой политики, но и в процессе финансового регулирования экономики и социальной сферы, в ходе управления финансами на макро- и микро- уровне.

Применяемые в ходе указанных направлений деятельности виды финансовых отношений, формы их организации, методы формирования и формы использования финансовых ресурсов, способы их количественного исчисления в большинстве случаев устанавливаются в соответствующих нормативно-правовых актах, т.е. имеют правовую регламентацию и в совокупности составляют финансовый механизм соответствующей сферы или звена финансовой системы.

Итак, финансовый механизм представляет собой совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Виды финансовых отношений как элемент финансового механизма

Вид финансовых отношений является исходным, первичным элементом финансового механизма, поскольку определяет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах.

Финансовые отношения для каждого из экономических субъектов имеют свою специфику организации, обусловленную местом и ролью домохозяйств, коммерческих и некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления в общественном воспроизводстве.

Так, в сфере финансов домохозяйств на организацию финансовых отношений, способы и методы формирования и использования его финансовых ресурсов влияют роль домохозяйства в воспроизводственном процессе как производителя («поставщика») факторов производства (личных сбережений и человеческого капитала), состав домохозяйства, круг выполняемых им разнообразных функций (ведение личного хозяйства, подсобного хозяйства, осуществление предпринимательской деятельности, индивидуальное и семейное потребление и пр.).

Специфика видов финансовых отношений домохозяйства связана прежде всего с его участием в общественном воспроизводстве. От качества человеческого капитала индивида, его возраста и социального положения, решений относительно личных сбережений зависят способы организации финансов домохозяйств, а в масштабах экономики государства — темпы экономического развития. Другие особенности финансовых отношений домохозяйств связаны с составом их участников, к которым помимо организаций и органов государственной власти и органов местного самоуправления относятся члены домохозяйства и их родственники.

Результатом их финансовых отношений является формирование финансовых ресурсов домохозяйства за счет перераспределения наследства, использование части ресурсов на финансовую помощь престарелым членам домохозяйства и родственникам, предоставление старшим (младшим) поколением другому члену семьи необходимых денежных средств на возвратной основе на различные цели и др.

Другая особенность организации финансов домохозяйства — использование части финансовых ресурсов на цели личного потребления, также влияет на виды финансовых отношений, в составе которых появляются, например, денежные отношения, связанные с возвратом товаров в организации розничной торговли, уплатой штрафов за несвоевременное погашение потребительских кредитов, возвратом сумм переплаты по коммунальным платежам и т.д.

Роль коммерческих и некоммерческих организаций в общественном воспроизводстве обусловливает наличие специфических видов финансовых отношений, связанных с производством товаров, оказанием услуг, осуществлением предпринимательской и приносящей доход деятельности.

Среди них можно выделить:

  • финансовые отношения, связанные с формированием уставного капитала организаций различных организационно-правовых форм;
  • финансовые отношения, связанные с осуществлением амортизационных отчислений и их использованием в инвестиционном процессе;
  • финансовые отношения по распределению прибыли организации;
  • финансовые отношения, связанные с деятельностью организации на финансовом рынке в качестве эмитента, заемщика, страхователя и т.д.

На специфику видов финансовых отношений организации также влияют его организационно-правовая форма, сфера деятельности, отраслевые особенности.

Многообразие функций, реализуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления в общественном воспроизводстве, обусловливает необходимость формирования в их распоряжении значительных по масштабу аккумулируемых денежных средств бюджетных и внебюджетных фондов, что непосредственным образом влияет на виды финансовых отношений.

Только на макроуровне существуют финансовые отношения, связанные с аккумулированием налоговых и неналоговых платежей в бюджеты всех уровней бюджетной системы и с расходованием бюджетных средств в форме бюджетных ассигнований, социальных трансфертов населению, бюджетных субсидий юридическим лицам; отношения в рамках государственных заимствований и предоставления государственных гарантий, в которых орган государственной власти может выступать не только заемщиком, но и гарантом финансового обеспечения гражданско-правовых обязательств третьих лиц; межбюджетные отношения.

Результатом распределительного процесса и соответствующего ему вида финансовых отношений как на макроуровне, так и при формировании денежных доходов и накоплений в рамках отдельной организации и домохозяйства является формирование, распределение и использование видов финансовых ресурсов.

На практике в сфере государственных и муниципальных финансов в процессе мобилизации доходов в бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления и бюджеты государственных внебюджетных фондов используются конкретные виды налоговых платежей (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.) и виды неналоговых поступлений (доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, часть прибыли унитарных предприятий, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, таможенные пошлины и таможенные сборы и т.д.).

Мобилизованные таким образом бюджетные средства используются на финансирование соответствующих отраслей экономики, содержание аппарата управления, реализацию целевых программ, обслуживание долговых обязательств субъектов власти на всех уровнях бюджетной системы РФ и прочих расходов в соответствии с возложенными на субъект власти задача- ми и функциями.

В сфере финансов организаций примерами видов финансовых ресурсов коммерческих организаций являются взносы учредителей в денежной форме в уставный (складочный) капитал организации, прибыль, амортизационные отчисления, а некоммерческих организаций — доходы от оказания платных услуг, доходы от сдачи имущества в аренду, взносы учредителей, членские взносы и т.д. К финансовым ресурсам домохозяйства относятся личные доходы, полученные в форме оплаты труда, в результате предпринимательской деятельности, от подсобного хозяйства, от сдачи личного имущества в аренду, в форме пенсий и пособий, личные сбережения и пр.

Формы организации финансовых отношений

Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок их организации, т.е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике. Например, в ходе организации бюджетных отношений используются различные формы предоставления бюджетных средств и привлечения средств в бюджет (ст. 6 БК РФ), формы поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (гл. 16 БК РФ).

При формировании налоговых доходов бюджета порядок их образования регламентируется нормами налогового права в части источника уплаты налога и налоговой базы, процентных ставок, системы налоговых льгот и санкций, а также порядка уплаты налога. Примером организации финансовых отношений организаций является использование определенных источников и порядка формирования уставного капитала, механизма распределения прибыли коммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовой формы, механизма формирования и использования амортизационных отчислений в зависимости от выбранного способа начисления амортизации.

Кроме того, финансовый механизм организаций также связан с использованием ими временно свободных денежных средств для получения дополнительного дохода в форме размещения средств на депозитных счетах в банке, приобретения доли в уставных капиталах других организаций, осуществления операций с покупкой валюты и приобретением ценных бумаг и т.д.

В зависимости от источников финансирования деятельности коммерческих и некоммерческих организаций в финансовой науке принято выделять различные формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса: самофинансирование, кредитование и финансирование в форме бюджетных ассигнований и субсидий юридическим лицам.

Методы организации финансовых отношений

Методами организации финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов.

  • Финансовый метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе. Финансовым методом, как правило, формируются собственные финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организационно-правовых форм, формирование амортизационных отчислений и прибыли в коммерческих организациях происходит на безвозмездной и безвозвратной основах).
  • Метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов другому бюджету бюджетной системы (ст. 6 БК РФ), а на микроуровне — при получении юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов (ст. 93 БК РФ), налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями.
  • Налоговый метод подразумевает аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах.

В условиях функционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Однако при его использовании следует обеспечивать необходимый баланс между объемом аккумулируемых с помощью налогов финансовых ресурсов на макроуровне и размером финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций и населения с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных экономических и социальных рисков.

  • Страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использование в рыночной экономике непосредственно связано с особенностями осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества.

В этой ситуации страховые фонды, созданные в денежной форме, позволяют обеспечить устойчивое функционирование экономики и социальной сферы при наступлении различного рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность организаций, бюджетную систему государства и социальное обеспечение населения.

Методы практического осуществления операций, непосредственно связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов, которые также входят в состав финансового механизма, как уже отмечалось ранее, можно рассматривать в разрезе отдельных функциональных элементов управления финансами (методы финансового планирования и прогнозирования, методы оперативного управления финансами, методы финансового контроля).

Способы количественного определения параметров финансового механизма, имеющих мерные характеристики (налоговые ставки, объем каждого вида финансовых ресурсов в фондовой и нефондовой форме, объем бюджетных ассигнований и прочие количественные параметры), являются наиболее мобильной частью финансового механизма. К способам количественного определения параметров финансового механизма относятся способы исчисления бюджетных доходов, способы определения необходимого объема финансовой помощи соответствующим бюджетам, способы начисления амортизации и т.д.

Необходимость их постоянного изменения и совершенствования диктуется переменой государственного устройства, состава финансовых полномочий на соответствующем уровне управления, методов хозяйствования, условий экономического и социального развития государства и прочими факторами.

Благодаря слаженному функционированию всей совокупности элементов финансового механизма осуществляется формирование финансовых ресурсов, их движение в процессе распределения и использования на макро- и микроуровне, дается оценка величины финансовых ресурсов и определение иных количественных параметров, связанных с их функционированием. Взаимосвязь всех элементов финансового механизма представлена на рис. 1.10.

Финансовый механизм является инструментом осуществления финансовой политики государства, регионов, муниципальных образований, организаций и домохозяйств. Используя различные элементы финансового механизма, экономические субъекты стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач.

При этом корректировка элементов финансового механизма происходит путем изменения соответствующих норм финансового права, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансового механизма. Таким образом, изменение финансового механизма в соответствии с ходом экономического и социального развития государства обязательно регламентируется соответствующими нормативными правовыми актами.

Классификация финансового механизма по различным критериям

Финансовый механизм включает множество взаимосвязанных, соединенных между собой элементов, соответствующих разнообразию финансовых отношений в обществе. С целью их упорядочения, структурирования, приведения в определенную систему финансовый механизм принято классифицировать по различным признакам.

В зависимости от состава сфер и звеньев финансовой системы, функционирование которых обеспечивает финансовый механизм, он включает финансовый механизм организаций (в его состав входят финансовый механизм коммерческих организаций, финансовый механизм некоммерческих организаций), финансовый механизм домохозяйств и механизм государственных и муниципальных финансов (включает бюджетный механизм и финансовый механизм функционирования государственных внебюджетных фондов).

Внутри каждого их перечисленных звеньев финансового механизма используются разнообразные критерии его дальнейшего деления. Так, в бюджетном механизме в зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений выделяют три звена: механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты; механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам; механизм межбюджетного распределения и перераспределения денежных средств.

В соответствии с государственным устройством Российской Федерации в финансовом механизме выделяют три звена: государственный финансовый механизм на федеральном уровне, государственный финансовый механизм на уровне субъектов РФ (региональном уровне) и финансовый механизм на уровне местного самоуправления. Такое деление об- условлено компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования финансовых отношений, регламентируемой Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ и Налоговым кодексом РФ.

По воздействию на общественное производство в составе финансового механизма выделяют следующие функциональные звенья: механизм мобилизации и использования финансовых ресурсов, механизм финансового регулирования общественного производства, механизм финансового стимулирования общественного производства.

В составе каждого из перечисленных механизмов используются различные источники формирования и методы мобилизации финансовых ресурсов, их состав, методы распределения, формы расходования финансовых ресурсов, принципы организации финансово-хозяйственной деятельности и построения финансовых отношений.

Учитывая эти особенности, можно регулировать воздействие отдельных элементов финансового механизма на общественное производство и его конкретные сферы, инициировать ускорение развития соответствующих отраслей экономики, видов деятельности, добиваясь в конечном итоге реализации целей и задач финансовой политики.

Изменение соответствующих элементов финансового механизма в зависимости от условий экономического и социального развития общества предопределяет возможности его количественного и качественного воздействия на экономику и социальную сферу.

Количественное воздействие финансового механизма выражается через объем и про- порции мобилизации организациями, домохозяйствами и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями финансовой системы государства. В зависимости от изменений соотношения объема финансовых ресурсов на макро- и микроуровне, величины налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня, размера государственных закупок, объемов финансирования организаций и отраслей экономики регулируется развитие экономики и деятельность ее субъектов, осуществляется воздействие на общественное производство, социально-культурное развитие общества, его научно-технический потенциал.

Качественное воздействие финансового механизма связано с использованием таких методов формирования и направлений использования финансовых ресурсов, форм организации финансовых отношений, которые позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития как отдельного экономического субъекта, так и экономики в целом.

К таким элементам финансового механизма можно отнести снижение налоговых ставок, условия предоставления налоговых льгот, установление предельного размера бюджетного дефицита, предельного объема государственного долга на федеральном и субфедеральном уровнях, а также муниципального долга, условия предоставления бюджетных кредитов организациям различных организационно-правовых форм, порядок применения различных финансовых санкций и прочие формы и методы организации финансовых отношений стимулирующего характера.

Условия эффективности финансового механизма

Эффективность используемого финансового механизма определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функционированием всех его элементов. Основными условиями эффективности функционирования финансового механизма являются:

  • объективная обоснованность финансового механизма, который должен быть сформирован с учетом объективных закономерностей развития экономики государства. Только при таком условии использование элементов финансового механизма может обеспечить экономическую стабильность, сбалансированность бюджетов всех уровней, эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, социальную защиту и благосостояние населения;
  • соответствие условиям развития экономики и методам хозяйствования. В условиях централизованной плановой экономики использовался только директивный финансовый механизм, обеспечивающий организацию финансовых отношений, распределение и использование финансовых ресурсов в интересах государства. В настоящее время с переходом к рыночным основам функционирования экономики используется иной механизм организации финансовых отношений, предполагающий широкое применение разнообразных инструментов финансового регулирования и стимулирования экономического развития.

Налоговый механизм строится с учетом не только его фискальной функции, но также способствует регулированию и стимулированию отдельных видов деятельности и отраслей экономики. Механизм социального страхования способствует смягчению негативного воздействия элементов рыночной экономики путем финансового обеспечения реализации государственных социальных гарантий нетрудоспособным и малоимущим слоям населения.

Бюджетный механизм характеризуется использованием принципиально новых методов мобилизации и форм использования бюджетных средств, принципов бюджетного планирования и финансирования, методов осуществления финансового контроля:

  • связь финансового механизма с факторами производства и экономическими интереса- ми субъектов финансовых отношений: использование элементов финансового механизма должно способствовать удовлетворению потребностей всех участников общественного воспроизводства в финансовых ресурсах, достижению их устойчивого развития и реального экономического эффекта от проводимых финансовых операций;
  • взаимосвязь составных элементов финансового механизма, их взаимное регулирование, которое в конечном итоге определяет последовательность осуществления финансовых операций, состав субъектов финансовых отношений, порядок их организации на практике.

Соблюдение указанных требований и подходов к организации и функционированию финансового механизма является залогом не только его успешного использования в ходе управления финансами на макро- и микроуровне, но прежде всего грамотного построения финансовых отношений внутри финансовой системы государства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)