Финансовые аспекты разработки товара

Структура затрат по стадиям создания товара. При проведении экономического анализа важной задачей является исследование и формирование структуры затрат во времени или по стадиям создания товара. Придерживаясь принятой в отечественной промышленности терминологии, в табл. 10.1 приведены структуры временных и финансовых затрат на примере электротехнических изделий.

Наибольшие временные и финансовые затраты относятся к стадии конструкторской подготовки. Для этой же стадии характерны наибольшие затраты в единицу времени. По нашему мнению, результаты, представленные в таблице, не полностью учитывают реалии рыночной экономики, когда значительные затраты требуются на анализ поведения потребителей, на рыночное тестирование и на продвижение товара.

Дисконтирование как метод отбора проектов. Другим важным направлением бизнес-анализа является проведение дисконтирования инвестиций в проект. Значительная продолжительность разработки товара приводит к тому, что одинаковые по величине затраты, осуществляемые в разное время, экономически неравнозначны. Это несоответствие устраняется с помощью метода приведенной стоимости, или дисконтирования, т.е. приведения затрат и результатов к одному моменту, которым может быть момент начала реализации инноваций. Смысл заключается в том, что доход в будущем, приведенный к начальному периоду, т.е. к периоду инвестиций в проект, должен быть больше этих инвестиций. Коэффициенты дисконтирования для приведения будущей стоимости к первоначальной стоимости основаны на формуле сложных процентов:

где i — норматив дисконтирования (процентная ставка);

t — будущий период, затраты по которому приводятся к расчетному.

Применение функционально-стоимостного анализа при формировании облика продукта. Для формирования облика нового продукта целесообразно применять функционально-стоимостный анализ (ФСА), который представляет собой метод комплексного техникоэкономического исследования товара на основе сопоставления значимости полезных функций и затрат на их осуществление. Функционально-стоимостный анализ представляет собой метод формирования набора и уровней функций товара или облика товара. Известным маркетологом Ф. Котлером под ФСА понимается тщательное изучение комплектующих деталей с целью изучения возможности их конструктивной переделки, стандартизации или изготовления с использованием более дешевых технологических приемов.

В соответствии с ФСА основан на исследовании соотношения между издержками и функциями, которые продукт должен выполнять. Цель анализа — минимизировать издержки на разработку, основываясь исключительно на функциях продукта. ФСА обеспечивает сокращение издержек и проникновение на новые сегменты рынка, если в результате применения ФСА будет создан привлекательный модифицированный продукт. Отмечается, что дорогие часы «Келтон» и одноразовая зажигалка «Крике» — результаты применения ФСА.

ФСА проводится по принципу Эйзенхауэра по схеме ABC. Выявляются главные (А), второстепенные (В) и излишние функции (С). Средства следует затрачивать на функции А и В, избегая затрат на функции С. По принципу ABC отсекаются ненужные функции и одновременно сокращаются затраты. Исключение излишних функций позволяет снизить затраты на производство продукции при одновременном сокращении или даже повышении качества.

Функционально-стоимостный анализ проводится в три этапа:

  1. подготовительный (уточняется объект анализа и претензии к нему);
  2. информационный ( сбор информации по качеству и затратам);
  3. аналитический.

Основой для принятия решений при проведении функционально-стоимостного анализа является коэффициент затрат по отдельным функциям (К), который представляет собой отношение удельного веса параметра (функции) в затратах к значимости или важности параметра (функции). При К > 1 следует принимать меры по снижению затрат, если эта функция является важной. Результаты представлены в табл. 10.2.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)