Финансовая модель компании как основа для принятия управленческих решений

Финансовая модель компании переводит происходящие в компании процессы и совершаемые операции на язык финансовых результатов (прибыли, денежных потоков и других показателей) и позволяет в рамках принятой системы координат (выбираемой модели финансового анализа) оценить эффективность совершенных и потенциально возможных управленческих решений.

Модель финансового анализа компании объединяет принципы, на которых строится финансовая модель и проводится оценка эффективности прошлой и будущей деятельности компании.

Главная задача финансового анализа — объяснить полученную оценку результативности деятельности компании и эффективность достижения целей на краткосрочном и долгосрочном временных горизонтах.

Целесообразно рассмотреть две модели финансового анализа компании: учетную (бухгалтерскую) и стоимостную (инвестиционную или финансовую).

Каждая из двух моделей финансового анализа компании строится на своих принципах, логике учета и отражения операций, совершаемых в компании, или упущенных выгодах, а значит, включает различающиеся наборы показателей вложенного в бизнес капитала и диагностики эффективности его использования.

В рамках двух моделей анализа различается и терминология. Первая аналитическая модель — учетная (бухгалтерская) — строится на традиционных для бухгалтерского учета принципах отражения происходящих в компании процессов (операций).

Для компаний развитых рынков капитала эта модель была распространена в XIX и начале XX в. Рост значимости акционерного капитала и другие изменения на финансовых рынках, развитие такого академического направления экономики, как финансовая экономика, привели к постепенному смещению интереса аналитиков и менеджеров-практиков от учетной модели к стоимостной, которая акцентирует внимание на риске и упущенных выгодах. Для российских компаний аналитика, выстраиваемая на принципах бухгалтерского видения происходящих событий, еще остается доминирующей.

Принято различать понятия «эффективность» (в том числе экономическая) и «результативность».

Результативность — характеристика процесса, относящаяся к его способности достигать поставленных целей.

Компания или отдельный проект результативны, если имеет место выполнение поставленных целей, которые не обязательно формулируются в финансовых показателях и могут не быть эффективными.

Понятие эффективности связано с сопоставлением эффекта с затратами на его получение. Может рассматриваться эффективность использования отдельных ресурсов, например труда, долгосрочных материальных активов: в этом случае используется термин эффективность (efficiency), который относится к показателям деловой активности, например оборачиваемости запасов, дебиторской задолженности, к производительности труда, фондоотдаче.

Рассмотрим основные различия двух моделей финансового анализа компании.

Учетная модель:

  • понимание вложенного капитала, результатов деятельности, понесенных затрат и эффективности строится на логике и принципах финансового учета;
  • терминология анализа заимствуется из учетной практики;
  • главный показатель экономической эффективности — бухгалтерская прибыль и относительные показатели на ее основе;
  • как источник информации о затратах и результатах по операциям компании и отдельным решениям используется стандартная финансовая отчетность, рыночные данные привлекаются в минимальном объеме;
  • ключевой заказчик такого анализа — владельцы заемного капитала;
  • основная область применения — анализ прошлой деятельности, сопоставление на краткосрочном временном горизонте с компаниями-аналогами, контроль над текущими операциями.

Если рассматривается соотношение результата, выраженного в денежной форме, ко всей величине затрат, также оцененных в денежной форме, то принято использовать термин «экономическая эффективность» (effectiveness). Пример такой оценки — показатели отдачи на капитал (доходности), например отдача на собственный капитал (return on equity, ROE), отдача или доходность активов (return on assets, ROA) — показатели экономической эффективности.

Стоимостная модель:

  • понимание вложенного капитала, прибыли и иных выгод функционирования компании увязывается с учетом упущенных возможностей инвестирования денег, риска  получения ожидаемого результата;
  • ключевой показатель эффективности деятельности — специфический аналитический показатель «свободный денежный поток» (free cash flow, FCF);
  • учет многовариантности развития компании; множественности потенциальных источников привлечения финансовых ресурсов;
  • информационная база — прогнозные оценки будущих доходов и затрат (включая упущенные выгоды), управленческий учет и отчетность, широкое привлечение рыночной информации (включая данные с фондового рынка как рынка альтернативных возможностей инвестирования для владельцев собственного капитала компании);
  • понятие экономической эффективности тесно увязывается с качеством использования капитала, с ростом справедливой рыночной стоимости бизнеса;
  • ключевой заказчик анализа — владельцы собственного капитала компании, принимающие на себя инвестиционные риски;
  • область применения — инвестиционные и финансовые решения компании, разработка долгосрочной стратегии развития компании.

Стоимостная модель финансового анализа начала активно развиваться с 1980-х гг., когда пришло понимание значимости стратегического менеджмента и четкого дистанцирования его от долгосрочного планирования на основе трендов.

Финансовые директора и рыночные аналитики отмечают много преимуществ этой модели, среди которых:

  • акцент на интересах владельцев собственного капитала (при расширенной трактовке стоимости — учет как финансовых, так и нефинансовых стейкхолдеров);
  • ориентация на долгосрочность функционирования компании, достижение стратегических целей;
  • учет кредитных и инвестиционных рисков и сценарности будущего развития;
  • возможность оценки влияния внешней среды на положение компании.

Особенность стоимостной финансовой модели анализа — учет в издержках не только фактически понесенных (или планируемых) явных издержек, но и альтернативных (упущенных) выгод.

В стоимостной модели вводится такое специфическое понятие, как «плата за собственный капитал», и соответственно ставка доходности по собственному капиталу, которые не могут быть рассчитаны на основе отчетных или прогнозных форм стандартной финансовой отчетности.

Несколько претензий предъявляют аналитики к бухгалтерскому показателю «чистая прибыль». Первая претензия связана со смешением эффектов, получаемых в рамках разноплановых управленческих решений — операционных, инвестиционных и финансовых.

Убытки по операционной деятельности, когда выручка не покрывает издержки, связанные с производством и реализацией продукции, могут быть легко завуалированы прибылью от продажи (переоценки) активов или полученными штрафными санкциями от контрагентов.

В этом случае чистая прибыль примет положительное значение, что может ввести нынешнего и потенциального инвестора в заблуждение относительно качества лежащей в основе деятельности компании бизнес-идеи и реализующей ее бизнес-модели. Финансовые решения и операции также могут существенно исказить понимание эффективности операционной деятельности.

Для снижения налоговых платежей или создания благоприятного мнения на рынке о развитии дел в компании (и получения вознаграждения за труд) часто команда топ-менеджеров компании выбирает среди доступных методов ведения бухгалтерского учета (например, учет амортизации, запасов) такие методы, которые позволяют показать «желаемую прибыль».

Еще один вариант манипулирования отчетностью — самостоятельно трактуемое включение зависимых компаний в консолидированную отчетность (что особенно актуально для холдинговых компаний и зависимых групп). Аналитики в этом случае говорят об «украшении витрин» (window dressing).

Вторая претензия связана с учетом прибыли от спекулятивных операций, которая часто объединяется с прибылью, полученной по основной деятельности (точнее — с прибылью от посреднических операций). Причем генеральные директора компаний (chief executive officer, CEO) и финансовые директора (chief financial officer, CFO) часто из-за отсутствия управленческого учета не в состоянии выделить капитал, задействованный в этих операциях.

Риски, сопутствующие спекулятивным операциям, не диагностируются и не расписываются. Наличие спекулятивных прибылей искажает представление об эффективности основной деятельности, а один серьезный просчет может свести на нет регулярные спекулятивные прибыли и привести к краху всей компании.

Третья претензия к бухгалтерскому показателю «чистая прибыль» более важна для принятия управленческих решений, чем первые две. При рассмотрении чистой прибыли в рамках бухгалтерского видения компании игнорируются альтернативные возможности использования собственного капитала на рынке, а значит, и возможности получения большей доходности при том же уровне принимаемого риска. Решение проблемы — переход к показателю экономической прибыли через введение платы за собственный капитал как упущенной за рассматриваемый период времени выгоды.

В финансовой аналитике в последние годы принято различать две модели финансового анализа в рамках стоимостной концепции: акционерную (shareholder’s model) и стейкхолдерскую (stakeholder’s model).

Акционерная модель рассматривает интересы владельцев собственного капитала компании как первостепенные, именно их интересы должен реализовывать менеджмент компании. Наибольшее признание и воплощение на практике эта модель получила в США, где превалирующая форма ведения бизнеса — публичные акционерные компании с распыленной структурой собственности и наемным менеджментом. Сторонники этой модели доказывают, что постановка цели в виде максимизации выгод владельцев собственного капитала заставляет менеджмент учитывать интересы и других заинтересованных групп (стейкхолдеров).

Стейкхолдерская модель строится на учете интересов как финансовых, так и нефинансовых владельцев капитала. Чем более значимы в основном капитале компании элементы интеллектуального капитала, тем больше следует аналитику обращаться к рекомендациям стейкхолдерской модели. Целесообразно выделять в таких моделях те, которые ориентированы на нефинансовых заинтересованных лиц, и те, которые характерны для банковско-ориентированной («связанной») финансовой системы (Германия, Франция и другие страны континентальной Европы и Азии).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)