Философия в текстах культуры

Устойчивым ощущением мыслителей эпохи Просвещения было некоторое изумление перед открывавшимися возможностями, которые заключал в себе новый, философский век.

Оказалось, что для того, чтобы познавать мир и Бога, самого себя и Космос, общество и государство не нужно никаких специальных разрешений, высоких санкций, указов и чинов.

Познание и радость обсуждения его результатов с другими людьми может быть профессией, или же частным делом, а возможно даже любительством, но человек сам выбирает этот путь и свободно движется по нему, результат же востребован обществом и уважаем им. Более того, новая эпоха показала, что занятия науками повышают престиж, делают вхожими в высшее общество, прославляют имя.

Знатный потомок Рюрика, сын истопника или поморского рыбака имеют одинаковые права в республике ученых и могут быть интеллектуально равны «как сочинители», что повышает статус последнего, но не снижает его у первого.

Интересно
Происхождение отныне не является препятствием даже для написания истории. Историками России становятся не только В. Татищев и М. Щербатов, могущие интерпретировать события дней минувших как деяния собственных великих предков, но не очень родовитый Н. Карамзин и даже человек с сомнительной биографией — Ф. Эмин, обращавшиеся к «славному прошлому» по праву исследователей, а не наследников.

Сильные мира стали восприниматься не только как воплощение власти, но и как покровители наук. Это отчетливо видно в панегирических введениях риторического характера, публикуемым в данном издании. Титул «мудрый» («премудрый») («премудрый отец отечества» — «премудрая мать отечества») становится определяющим в академической среде при титуловании монарха, и чуть ли не более значимым, нежели «славный».

Эпоха Просвещения придала образованию значение всеобщей и внесословной ценности. Получение его стало играть роль социального лифта, если и не всегда возносящего к вершинам, то значительно повышающим общественное положение. Занятия науками могли принести и признание, и дворянство и, венец мученичества, как плату за независимость и свободу. Знание отныне не является достоянием только избранных, оно не даруется свыше, как особая награда за усердие и преданность. Оно добывается и открыто обсуждается членами ученых сообществ. Критерием истины становится всеобщее признание. Знание перестает быть тайным, а тайное знание становится доступным обществу.

Научная коммуникация не замыкается рамками локальных сообществ и становится международной. Интенсивный обмен идеями сначала создает возможность для понимания, а потом формирует однородную научную среду. Наука перерастает национальные и государственные рамки и становится международным явлением.

Интересно
Территориальные споры, политические амбиции, социальные проблемы, культурные и религиозные противоречия, языковые различия — касаются лишь форм производства научного знания, но не касаются его содержания. Можно увидеть в этом первую волну интеллектуальной глобализации, сделавшую возможным, если не взаимное понимание, — этот идеал недостижим, как и абсолютная истина, то по крайней мере, предпосылки для диалога, если не общую систему понятий, то, по крайней мере, общую систему идей.

Эти идеи и легли в основу образовательной и научной инфраструктуры, которая формировалась в Европе, в том числе и в России по сходным моделям и предполагала эквивалентность участников научно-образовательного процесса, что приводило не только трансферу идей, но и мобильности ученых. Век гениальных одиночек-отшельников завершался и отныне отсутствие академического сообщества стало означать отсутствие науки. Академические системы стали сближаться, и формировать новые способы интеллектуальной коммуникации, основанные на регулярном обмене информацией, переводах, научных стажировках, книгоиздании и книжной торговле, научной журналистике.

Этот процесс затронул и Россию, которая активно включилась в формирование просвещенческой инфраструктуры и создание академических институтов.

В аристократической среде большое значение имели поездки за границу, так называемый grand tour, завершающий процесс образования.

Юные путешественники знакомились с культурой, искусством и академической системой европейских стран, встречались с известными людьми. Образовательные маршруты молодых российских дворян обычно проходили через Германию, Францию и завершались в Италии, реже они, как, например, Н.М. Карамзин посещали Великобританию.

Было множество других поводов посещать европейские университеты Так. например, А.Т. Болотов познакомился с программой Кенигсбергского университета во время Семилетней войны (1756–1763). В 1758 г. он был назначен письмоводителем, а затем переводчиком при канцелярии генерал-губернатора Пруссии Н.А. Корфа в Кенигсберге, где пробыл до 1761 г. Таким образом он получил возможность провести несколько лет в известном университетском центре и познакомиться с известными учеными знаменитой «Альбертины».

Российские мыслители видели в просвещении «общее и каждого человека благоденствие»

В сочинениях российских авторов — Я.П. Козельского, И.А. Третьякова, П.И. Страхова, А.А. Прокоповича-Антонского, М.И Панкевича, С.И. Десницкого говорится о позитивных изменениях в обществе, которые являются результатом просветительских процессов и развития различных наук. И.П. Пнин в «Опыте о просвещении относительно к России» именно с просвещением связывает возможность создания гражданского общества и совершенного общественного устройства.

Он пишет: «Просвещение, в настоящем смысле приемлемое, состоит в том, когда каждый член общества, в каком бы звании ни находился, совершенно знает и исполняет свои должности: то есть, когда начальство с своей стороны свято исполняет обязанности вверенной оному власти, а нижнего разряда люди ненарушимо исполняют обязанности своего повиновения. Если сии два состояния не переступают своих мер, сохраняя должное в отношениях своих равновесие, тогда просвещение достигло желаемой цели».

Пнин полагает, что истинное просвещение заключается не в наличии интеллектуальной элиты и развитии отдельных наук, а в существовании справедливых законов и неукоснительном их соблюдении.

Ф.И. Дмитриев-Мамонов также видит в отсутствии просвещения возможность манипулирования общественными процессами.

В своей аллегории «Дворянин-философ» он описывает непросвещенные серые массы, которые с легкостью поддаются обману и готовы уничтожить каждого, кто пытается лишить их сладостных иллюзий.

Педагогические трактаты Н.И. Новикова и А.Ф. Бестужева в подробностях описывают процесс воспитания достойного члена общества. Российские мыслители полагают, что формирование гражданских добродетелей гораздо важнее набора сведений из разных наук. Просвещение в этом смысле понимается как формирование качеств, соответствующих не столько настоящему положению, сколько будущим возможностям общественного развития. В этом смысле их педагогические теории содержат в себе элементы социального утопизма.

Однако именно педагогический утопизм был одним из характерных явлений эпохи Просвещения. Не только теоретики, но и «практики» общественного строительства полагали, что с помощью воспитания можно создать «новую породу людей». Достаточно вспомнить проекты И.И. Бецкого и Екатерины II, реализовавшиеся в 60–70-е годы организацией закрытых дворянских школ — Смольного института и Сухопутного шляхетного корпуса в Петербурге, Екатерининского училища в Москве.

В «Уставе Императорского Шляхетнаго Сухопутнаго Кадетскаго Корпуса», составленного И.И. Бецким, читаем: «Должно наипаче из сего Корпуса произвести и воинов и граждан, искусных в политической экономии и в законах своего отечества так, чтоб генерал, одержав победу, мог решить одно дело в Сенате, распоряжать течение доходов, направлять земледелие, исполнять должность генерал-полицмейстера, чтоб из Сената, из Военной, Коммерц-, Камер-коллегий и из других правительств паки мог ехать в поле предводительствовать армиею, и при назначении в сии должности не было бы нужды разбирать время и особы».

Для создания в России «третьего сословия» были образованы особые «мещанские» училища при Академии художеств, Воскресенском Новодевичьем (Смольном) монастыре, Сухопутном шляхетном корпусе, Московском коммерческом училище. Особая роль отводилась Воспитательному дому, принимавшему брошенных родителями младенцев.

Российское образованное общество в XVIII века было частью международного сообщества, а потому говорило на том же языке, что и европейские интеллектуалы. обсуждало те же проблемы. Многие из них получили свое оригинальное разрешение в сочинениях отечественных мыслителей, приобрели популярность. благодаря российским академическим изданиям.

Российская философия имела открытый характер, в соответствии с представлениями того времени он рассматривалась предельно широко — как теория гуманитарного знания, структура которого хорошо отражена известной эмблемой, изображающей философию. Философия изображалась как «царица наук», восседающая на троне с короной на голове, с символами света, и открытыми книгами в руках, на титулах которых начертано moralis-naturalis.

В понимании мыслителей XVIII века философия представлял собой единство теоретического и практического подхода. Центральную часть «теоретической» (умозрительной или рациональной) философии занимала метафизика, к этому же разделу относились так же физика и логика (умословие). Другую часть составляла «практическая» или «моральная» философия, включавшая в себя этику, политику и экономику.

Теоретическая философия занимается «наставлением разума», практическая — «наставлением воли»

Физика представляет собой «знание о естественных телах», в широком смысле она отождествлялась с естествознанием («натуральной философией»), предметом логики являются законы человеческого ума. Метафизика объединяет в себе «натуральное» («естественное») и «рациональное» богословие («откровенное» и «естественное» знание о Боге), «онтологию» (знание о всеобщих законах бытия), психологию или пневматологию (знание о душе и духах).

Учение о душе первоначально не разделялось на естественнонаучную и рациональную психологию, пытаясь с помощью умозрения охватить мир трансцендентальных сущностей и психических явлений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)