Федеративный договор

С целью предотвращения распада Российской Федерации 31 марта 1992 г. в Москве был подписан Федеративный Договор между ее субъектами и федеральным Центром. Его отказались подписать Чечня и Татарстан, считавшие себя суверенными государствами.

Федеративный договор должен был стать инструментом самонастройки и регулирования федеративных отношений.

Для этого заключались двусторонние договоры субъектов РФ с органами федеральной власти, где разграничивались полномочия и предметы ведения сторон.

В тот момент Российская Федерация включала 89 субъектов: 21 национальную республику, 6 краев, 49 областей, 10 автономных округов, Еврейскую автономную область и 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).

Субъекты очень различались по численности населения, размерам территории, экономическому потенциалу и уровню развития, социокультурным и цивилизационным характеристикам.

Но все были формально равны, имея следующие общие признаки:

  • Население и территория его проживания. При этом Федерация не могла менять границы субъектов без их взаимного согласия.
  • Высший закон (уставы в областях, конституции в республиках).
  • Свой законодательный орган.
  • Право принимать для своей территории законы, не противоречащие общефедеральным и Конституции РФ.
  • Система исполнительной власти и ее главы – высшие должностные лица (президент – в республиках, губернатор – в областях, мэр – в городах федерального значения).
  • Свои судебные органы.

Россия, как все федерации, провозглашалась единым, но не союзным государством. Входившие в ее состав республики не могли на равных с РФ основаниях подписывать межгосударственные договоры с другими странами.

Иное дело – их двусторонние и многосторонние соглашения с Центром Федерации по внутренним вопросам. Именно таким соглашением и являлся Договор от 31 марта 1992 г.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)