Факторы формирования спроса

Спрос как экономическая категория характеризует потребность общества в материальных, духовных и прочих благах и складывается под воздействием уровня развития производственных отношений и материального благосостояния граждан.

Формирование спроса осуществляется под воздействием множества факторов:

  • экономических (уровень развития производства, уровень заработной платы и денежных доходов населения, уровень розничных цен и их соотношение, степень достигнутой обеспеченности товарами);
  • социальных (социальная культура общества, профессиональный состав населения, уровень образования и культуры населения, социальные условия жизни и пр.);
  • демографических (численность населения, соотношение между городским и сельским населением, половозрастной состав, размер и состав семьи, миграция населения и пр.);
  • природно-климатических (географические и климатические условия, традиции, условия быта и пр.);
  • политических факторов и непредвиденных ситуаций.

В рыночных условиях, характеризующихся непрерывными колебаниями спроса и предложения, следует учитывать характер проявления спроса.

С этой точки зрения выделяют:

  • устойчивый (консервативный) спрос – не допускающий замены одного товара другим (наблюдается при покупке товаров с учетом строгих технических требований, стандартов; как правило, для профессионального использования при производстве высококачественной продукции; на товары повседневного потребления, постоянно воспроизводимые в тех же количествах и ассортименте);
  • альтернативный спрос – допускающий замену товаров (после ознакомления с полным ассортиментом товаров и наличием выбора);
  • импульсивный спрос – формирующийся под влиянием товарного предложения (при покупке одного товара появляется желание приобрести сопутствующий ему товар; возникает непосредственно в местах продажи под воздействием рекламы, выкладки товаров или предложений продавца).

Российский рынок на протяжении нескольких лет характеризуется неблагоприятной макроэкономической ситуацией (санкции США и Европейского союза, российское продовольственное эмбарго), слабым потребительским спросом и ужесточением государственного регулирования в стране (повышение НДС, изменение таможенных пошлин и правил сертификации, обязательная цифровая маркировка отдельных видов продукции и пр.).

Падение реальных доходов населения и конкурентная борьба за покупателя на розничном рынке привели к тому, что более 50% россиян  приобретают товары исключительно по промоакциям. Для сравнения: в 2017 году этот показатель составлял 45%, а в 2016 году он был на уровне 41%.

По данным компании «Nielsen Россия», в некоторых категориях товаров повседневного спроса доля продаж товаров со скидками достигает уже 70% и продолжает расти.1

Доступность товара также определяется широтой его предложения, которое меняется под влиянием как ценовых факторов, так и следующих причин: снижения издержек производства вследствие технико-технологических инноваций, оптимизации ресурсной базы, налоговых стимулов, появления на рынке новых производителей и импортеров, воздействия природных и политических факторов.

Устойчивый экономический рост в стране и увеличение производительности труда должны стать основой увеличения доходов населения и, как следствие, его платежеспособного спроса.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)