Европейский уполномоченный по правам человека

Европейский уполномоченный по правам человека (англ. European Ombudsman, фр. Médiateur européen, нем. Europäischer Bürgerbeauftragter, или называемый Европейский омбудсмен или Евроомбудсмен, англ. Euro- Ombudsman) – уполномоченный по правам человека ЕС (институт ЕС), должность которого была введена Маастрихтским договором в 1993 г.

Позднее статус Европейского омбудсмена был конкретизирован решением Европейского парламента от 9 марта 1994 года «О правилах и основных условиях регулирования осуществления обязанностей Омбудсмена». Европейский омбудсмен избирается Европейским парламентом на пятилетний срок.

Кандидат на должность омбудсмена должен соответствовать следующим требованиям:

  • иметь гражданство государства – члена ЕС;
  • соответствовать требованиям, предусмотренным для кандидатов на высшие судебные должности в стране гражданства или обладать общепризнанной компетенцией и опытом в сфере защиты прав человека.

Каждый гражданин ЕС, а также каждое физическое или юридическое лицо, проживающее или имеющее свой юридический адрес в государстве – члене ЕС, может направлять омбудсмену жалобы в отношении случаев нарушения порядка управления в деятельности институтов, органов или учреждений ЕС (неудовлетворительное качество деятельности), кроме Суда ЕС при осуществлении им своих юрисдикционных функций.

Жалоба должна быть подана на одном из официальных языков ЕС. Заявление подается в свободной форме, к нему должны быть приложены все необходимые документы и данные о заявителе, включая адрес. В рамках первоначальной стадии процедуры рассмотрения омбудсмен изучает изложенные в жалобе обстоятельства с тем, чтобы определить ее подведомственность.

Подведомственность жалобы определяется следующими критериями:

  • жалоба должна касаться института или органа ЕС, а именно Европейского парламента, Европейской Комиссии, Суда ЕС (но не в их юрисдикционных функциях), Палаты аудиторов, Европейского экономического и социального комитета;
  • жалоба должна «выявить» предмет жалобы и личность заявителя (при этом заявитель необязательно должен являться потерпевшим лицом);
  • жалоба должна быть внесена в течение 2 лет после вменяемых фактов или после того, как заявителю стало о них известно (срок давности);
  • жалобе должны предшествовать административные демарши в институтах и органах ЕС, которые фигурируют в жалобе;
  • жалоба не должна касаться фактов, по которым уже были вынесены судебные решения или которые находятся в стадии судебного рассмотрения;
  • жалоба должна касаться административного функционирования (неравенство, дискриминация, злоупотребление служебным положением, административные нарушения, отсутствие или непредоставление информации, излишне длительные сроки принятия решений и т.п.).

Если жалоба находится в ведении омбудсмена, то он информирует заявителя о дальнейшем ходе ее рассмотрения. Если нет, то он дает обоснование для отказа от ее рассмотрения. В большинстве случаев омбудсмен советует заявителю, в какой орган следует обратиться.

В ответ на жалобу, или по собственной инициативе, омбудсмен проводит расследование. При этом институты обязаны предоставлять омбудсмену любую информацию и доступ к соответствующим документам. Омбудсмен и его персонал не вправе предавать гласности информацию или документы, которые они получили в процессе таких расследований. Кроме того, они должны также сохранять конфиденциальность любой информации, которая может причинить вред лицу, подавшему жалобу, или любому другому заинтересованному лицу.

В тоже время, если в процессе расследований омбудсмен получает данные о фактах, которые, по его мнению, могут подпадать под действие уголовного права, он должен без промедления поставить в известность компетентные национальные органы через постоянные представительства государств – членов ЕС и при необходимости институты ЕС, в подчинении которых находится соответствующее должностное лицо или служащий.

Омбудсмен также вправе информировать заинтересованный институт ЕС о фактах, позволяющих ставить вопрос о применении к членам их персонала мер дисциплинарного воздействия.

В случае если омбудсмен констатировал случай нарушения порядка управления, то он обращается к соответствующим институтам, органам или учреждениям ЕС, которые располагают трехмесячным сроком на предоставление ему своего заключения. После этого омбудсмен направляет доклад Европейскому парламенту и соответствующему институту, органу или учреждению ЕС. Лицо, обратившееся с жалобой, информируется о результате этих расследований.

Интересно
В случае если в ходе рассмотрения дела омбудсмен устанавливает, что институт, орган или учреждение ЕС действовали правильно, то он закрывает дело и сообщает об этом заинтересованным сторонам.

Если же факт несоблюдения соответствующих норм институтом, органом или учреждением ЕС установлен, но сложившееся положение уже нет возможности исправить, то омбудсмен формулирует порицание с тем, чтобы аналогичные ситуации не повторялись. Ежегодно омбудсмен отчитывается в Европарламенте о результатах всех расследований, проведенных в течение года.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)