Эволюционное развитие теории организаци как науки и практики

Классическая теория организации

Идеи и концепции, образующие классическую теорию организации, разрабатывались многими учеными и практиками. основной вклад внесли: Ф. У. тейлор, Ф. гилбрет, г. гантт, Х. Минцберг,
Х. Эмерсон, г. таун, М. Кук, А. Файоль, Д. Лизли, А. гейли, Л. Урвик, М. Вебер и др.

Рассмотрим ключевые разделы классической теории организации.

Научное управление. Основополагающей предпосылкой этого направления является то, что работа должна изучаться с помощью научных методов. Сущность научного управления выражена Ф. Тейлором в следующих четырех основных положениях в работе «Принципы научного управления»:

  • вместо волевых решений научно обосновывать каждый элемент работы;
  • с помощью определенных критериев отбирать, а затем обучать рабочую силу;
  • тесно сотрудничать с людьми;
  • обосновывать разделение труда и ответственности между руководителем и работниками.

Эти четыре положения выражают главную идею научного управления: для каждого вида деятельности человека вырабатывается теоретическое обоснование, а затем осуществляется его обучение.

Данная школа содержит следующие концептуальные моменты:

  • отделение планирования работ от их выполнения; это разделение базируется на специализации труда как руководителей, так и исполнителей на каждом уровне организации, поэтому
    задачи отделов планирования — выработка предписаний для управляющих;
  • функциональное руководство группой, то есть разделение работы между управленцами такое, чтобы каждый выполнял определенное число функций;
  • проведение исследований в действии и во времени; считается, что это важнейшая черта научного управления, предполагающая, что основной способ улучшить работу — это определить наилучший путь ее выполнения и стандартное время ее выполнения;
  • премиальная система заработной платы. Ф. Тейлор ввел сдельную форму оплаты труда с доплатой за перевыполнение нормы, исходя из предпосылки, что мотивация персонала через заработки повышает производительность, этот подход был развит Г. Ганттом, который предложил сдельно‑премиальную систему оплаты труда, то есть часть зарплаты была гарантирована при выполнении задания, а перевыполнение — премировалось;
  • постоянный отбор и обучение персонала, сторонники теории научного управления считали важнейшей задачей руководителя отбор людей, отвечающих критериям, и их обучение. исторически первым была организация обучения начинающих рабочих своей профессии у более опытных. Позднее Г. Гантт и Х. Манстерберг рекомендовали проводить обучение рабочим профессиям заранее намеченными способами (специальное профессионально ‑техническое обучение).

Теория организации. Школа научного управления пришла к выводу о необходимости формирования принципов построения организаций, и возникла школа теории организаций. ответом на эту потребность стали работы Анри Файоля; он рассматривал искусство
управления как выбор соответствующих принципов, применимых в данной ситуации (табл. 1).

Таблица 1

Принципы А. Файоля

Структурные принципы лежат в основе создания системы взаимосвязанных задач, прав и ответственности.

Принцип разделения труда. Согласно А. Файолю, разделение и специализация труда — естественный способ произвести больше продукции. Посредством специализации сокращается количество объектов, на которые должны быть направлены внимание и усилия исполнителя.

Принцип единства цели и руководства. Все виды работ, появляющиеся в результате разделения труда, должны быть направлены к единой цели. Деятельность, имеющая общую цель, должна производиться по единому плану и управляться одним руководителем.

Принцип соотношения централизации и децентрализации. Принцип говорит о необходимости нахождения баланса между централизацией и децентрализацией, т. е. распределение властных полномочий по иерархическим уровням организации.

Принцип власти и ответственности. Этот принцип утверждает, что должна существовать связь между властью, которой человек наделен, и ответственностью. Здесь необходимо соблюдение равенства. Определена ответственность — должны быть определены и права.

Принцип цепи. Цепь — это путь вертикальных связей в организации, то есть необходимо наличие соподчиненной цепи руководителей.

Принципы процесса состоят в следующем: справедливость руководителя есть основной фактор мотивации к труду; должна соблюдаться дисциплина в результате оформления соглашений; в конфликтных ситуациях общие интересы должны превалировать над индивидуальными; любой работник должен исполнять распоряжение одного руководителя.

Принципы конечного результата определяют желаемые характеристики организации: она должна характеризоваться порядком и стабильностью, инициативностью работников, фломированием корпоративного духа.

Бюрократическая теория организации. Эту теорию создал Макс Вебер как рациональную структуру деятельности с предсказуемостью поведения подчиненных. Суть теории сводится к следующим моментам:

  • все задания должны быть специализированы, работник несет ответственность за их исполнение;
  • каждое задание должно выполнятся по одной и той же системе правил;
  • каждый сотрудник отвечает перед руководителем за свои действия;
  • каждое официальное лицо должно вести дела безлично и формально, с поддержанием дистанции между подчиненными;
  • наем на работу должен быть строго формализован.

Всеобщая организационная наука — тектология. А. А. Богданов в 1920 году издал работу «Всеобщая организационная наука (тектология)». он сделал попытку систематизировать организационный опыт человечества и разработать концепцию традиционной организации — вещей, людей и идей. Была поставлена задача — вооружить руководителей знанием организационных принципов и законов, общих для всех трех систем: технических, биологических и  социальных. Были высказаны следующие идеи:

  • необходимость системного подхода к изучению организации;
  • организационное целое больше суммы его отдельных частей;
  • основными организационными механизмами являются формирующий и регулирующий;
  • первичным фактором является техника;
  • закон «наименьших», в силу которого прочность цепи определяется наиболее слабым ее звеном, т. е. развитие организации зависит от ее слабого звена.

Факторы эффективной организации. Исследования Р. Лайкерта в Мичиганском университете показали, что эффективна та организация, которая побуждает руководителя сосредоточить главное внимание на создании эффективной рабочей группы с высокопроизводи‑
тельными целями. Разработанная им «Система 4» предполагает, что организация строится на человеческих мотивациях, которые должны проявляться через:

  • процесс выдвижения целей,
  • принятие решений,
  • контроль,
  • децентрализацию.

Он доказал, что организации, построенные на положениях классической теории, являются неэффективными, так как они консервативны и не учитывают изменений внешней среды, стремлений к свободе, повышению образованности населения, к развитию личности и сохранению здоровья, усложнению технологий и др.

Для реализации разработанной системы необходимо лучше использовать человеческие ресурсы и спектр мотиваций, соблюдать принцип взаимоотношений, поддержки, групповое принятие решений, постановку высоких целей. Этот подход противоположен бюрократическому.

Теория административного поведения. Г. Саймон в своих работах исследовал процессы влияния установленных целей на рациональное поведение в организациях. Критически относясь к классической школе, он предложил концепцию «административного работника», для которого на первом месте собственные интересы, он действует адекватно, но не оптимально.

С точки зрения теории административного поведения, упростить процесс принятия решений можно, ограничив цели, на которые направлена деятельность. Чем точнее обозначены цели, тем точнее решение оценивается как приемлемое. Должна быть установлена иерархия целей,
в которой каждый уровень может считаться конечной целью по отношению к нижестоящему уровню. Разделение общих целей на специфические подчиненные задачи и последующее распределение их по организационным подразделениям усиливает возможность рационального поведения.

Данная теория делает акценты на важность правил в поддержании рационального поведения внутри организации.

Теория организационного потенциала. В начале 1970‑х годов американский ученый Игорь Ансофф выдвинул ряд новых идей по организационным структурам управления. он выделил два подхода к построению организационных структур. Первый — структурный, когда основной упор делается на внутреннее строение организации. Это статический подход, не учитывающий влияние изменений внешней среды. Второй — динамический подход, в нем основное внимание уделяется анализу влияния внешней среды на организацию.

В рамках этого подхода анализ управленческих проблем осуществляется в два этапа — в рамках статистического и динамического аспекта. И. Ансофф считал, что основная задача высшего руководства современной организации — решение стратегических проблем в условиях изменяющейся внешней среды.

Рассмотрев эволюцию организационных структур, И. Ансофф выделил основные тенденции их развития, которые говорят о том, что любая организация есть чаще всего сложная совокупность большого количества взаимосвязанных элементов. В настоящее время происходит изменение организационного потенциала организаций через изменение стиля руководства, структуры организации и изменения системы ценностей, перестройка информационных потоков и т. д.

Теория институтов и институциональных изменений. В начале 1990 года американский ученый Дуглас Норт, ставший лауреатом Нобелевской премии по экономике, опубликовал серию работ по вопросам теории организаций. он считает, что рынок — это сложное и неоднозначное явление, охватывающее различные институты.

Институты — это набор правил, т. е. разработанные людьми формальные и неформальные законы, правила, ограничения, кодексы поведения. Организации — игроки, правила игры, между которыми определяют институты. Институциональное развитие экономики — это взаимодействие между институтами и организациями. Он показал, что организационные факторы играют большую роль, чем технические, а ключ экономического роста — эффективная организация экономики.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)