Этологический подход к психическому развитию ребенка

1.Концепция река­питуляции

2.Мнение ученых

3.Этологический подход

 

Большое влияние на возникновение первых концепций детского раз­вития оказал Ч. Дарвин, который сформулировал закон биологической эволюции. В дальнейшем многие психологи отталкивались от этого закона или опирались на него. В частности, к числу ранних психологи­ческих теорий, опирающихся на этот закон, относится концепция река­питуляции.

 

Интересно
Э. Геккель сформулировал биогенетический закон внутриутробного, эмбрионального развития, согласно которому онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Зародыш человека проходит в своем развитии все стадии развития животного мира — от земноводных до млекопи­тающих.

 

Американский ученый Стэнли Холл перенес этот закон на постнатальное развитие ребенка. Согласно его представлениям, каж­дый ребенок в своем индивидуальном развитии проходит все стадии развития человеческого рода.

Так, например, раннее детство (овладение схватыванием, прямохождением) связывалось с периодом превраще­ния обезьяны в первобытного человека, дошкольный возраст (детские рисунки, игры, сказки) соотносились с творчеством первобытных на­ родов, первые школьные годы соответствовали периоду античности и пр.

Эти аналогии весьма примитивны и натянуты. Положения тео­рии Ст. Холла вызвали естественную критику многих психологов. Однако, несмотря на наивность и ограниченность концепции рекапи­туляции, биогенетический принцип в детской психологии важен тем, что это был поиск закона развития ребенка.

В концепции Ст. Холла впервые сделана попытка показать связь индивидуального и историче­ского развития человека, однако эта связь предопределена биологией человека и развитием его организма, поэтому данную концепцию мож­но отнести к теориям преформизма.

 

Определение
В настоящее время широкое распространение в детской психологии получил этологический подход к психическому развитию ребенка. Как известно, этология — наука о поведении животных.

 

Этологический подход в современной психологии связан в первую очередь с именем немецкого ученого Конрада Лоренца, который исследовал человече­ское поведение как одну из форм поведения животных вообще. Осно­вываясь на теории Ч. Дарвина о происхождении видов, он рассматри­вал человека как продукт биологической эволюции и естественного отбора.

Согласно его представлениям, жизнь человека принципиально не отличается от жизни других животных (рыб, птиц, млекопитающих) и представляет собой цепь инстинктивно-детерминированных форм поведения.

Все высшие и сугубо человеческие явления — дружбу, любовь, войны, политическую борьбу, зависть, привязанность и пр. — он объясняет как проявление врожденных инстинктов, направленных на выживание индивида и сохранение вида. Биологическая целесообраз­ность является основной ценностью и главным объяснительным прин­ципом его теории.

По мнению этологов, человек, как и другие виды животных, рожда­ется с фиксированными формами поведения, которые вызываются опре­деленными воздействиями внешней среды. Некоторые формы поведения появляются только в определенный период развития, называемый сензитивным («чувствительным») периодом.

Раздражители, которые вызывают инстинктивные реакции в сензитивный период, не влияют на поведение животных в другие периоды. Например, только что вылу­пившиеся утята с рождения подготовлены следить за первым увиден­ным движущимся объектом и следовать за ними. Если этот объект мама-утка, утята будут следовать за ней.

 

Определение
Но если в сензитивный пери­од утенок увидит другой движущийся объект (например, человека), он будет следовать за ним, а не за своей мамой. Такое мгновенное запечатление, вызывающее включение определенных инстинктов, называют импритингом.

 

Психическое развитие ребенка рассматривается этологами как последовательное включение природных инстинктов.


Главным методом доказательства этой теории является «заключение по аналогии», которое состоит в сравнительном анализе поведения лю­дей и животных. Поскольку гипотезу об общности человека и других представителей животного мира напрямую доказать невозможно, это­логи пользуются методом аналогии. Обнаруживая черты сходства меж­дуповедением изучаемых ими животных и человеческим поведением, они делают вывод, что способ поведения в обоих случаях обусловлен одной и той же причиной.

В то же время К. Лоренц явно очеловечивает жизнь животных. При описании поведения птиц, рыб или собак он использует такие сугубо человеческие категории, как «грусть», «сму­щение», «дружба», «самоотверженность» и пр. При этом осуществля­ется «обратный перенос» человеческих чувств, настроений и состоя­ний в животный мир и допускается, что психическая жизнь рыб и птиц в принципе не отличается от человеческой. Однако такая аналогия не имеет под собой серьезных доказательств.

 

Интересно
Многие психологи критиковали этот метод и предупреждали о ряде опасностей, которые он несет. Объяснение механизмов поведения высокоразвитых и сложноорганизованных структур на основе простей­ших и примитивных форм поведения неизбежно приводит к чрезмер­ному упрощению человеческого поведения и сведению его к набору инстинктивно-детерминированных моделей.

 

Несмотря на серьезную критику большинства психологов, идеи К. Лоренца пользуются боль­шим успехом, а его книги («Кольцо царя Соломона», «Так называемое зло» и др.) завоевали широкую популярность читателей во всем мире. По-видимому, это связано, во-первых, с впечатляющей простотой этой теории, а во-вторых, с тем, что она снимает всякую ответственность с каждого конкретного человека, поскольку все его поступки предопре­делены законами эволюции и врожденными инстинктами.

В настоящее время этологический подход в детской психологии по­лучил свое развитие в теории привязанностей, которая будет подробнее рассмотрена ниже.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)